Сергей Лавров оказался в столице США в тот момент, когда вся американская политическая элита бурно обсуждает неожиданное кадровое решение Дональда Трампа. Президент уволил директора ФБР Джеймса Коми. Даже сам глава всезнающей спецслужбы был застигнут этой новостью врасплох и поначалу принял ее за розыгрыш. Но возвращаться из Лос-Анджелеса ему пришлось уже не на служебном самолете, а на частном.
В тот момент, когда американские СМИ сообщали о снятии с должности главы ФБР, тот произносил речь перед своими сотрудниками в
Официальное письмо Дональда Трампа Джеймсу Коми составлено без оглядки на вежливые дипломатические выражения. Завершается послание словами о том, что Коми не способен эффективно руководить ФБР, и необходимо найти нового руководителя, способного восстановить доверие общества к этой организации.
Отставка всемогущего главы ФБР под началом которого находится 35 тысяч агентов и служащих, вызвала переполох в официальном Вашингтоне.
Марк Уорнер, сенатор от Демократической партии, штат Вирджиния: «Это возмутительно! Я думал, что администрация уже ничем не сможет меня удивить. Отмените это! Я в шоке от того, что сделал президент».
В вину уже бывшему руководителю ФБР ставится превышение полномочий, в частности, то, что он свернул расследование по делу госсекретаря Хиллари Клинтон об использовании частного сервера электронной почты, фактически узурпировал власть генерального прокурора и, вместо того, чтобы передать дело федеральным прокурорам, объявил о его закрытии без уголовного преследования. Правда, за несколько дней до выборов расследование снова возобновилось, что, как считает сама Клинтон, стоило ей поста президента.
Противники Трампа считают события многомесячной давности предлогом. На самом деле, мол, речь идет о желании предотвратить идущее внутри ФБР расследование о связях администрации Трампа с Россией. В прессе даже начали проводить параллели с событиями 1973 года, когда президент Никсон уволил Арчибальда Кокса, главу комиссии по расследованию Уотергейтского скандала вокруг незаконной прослушки политических соперников, через год после этого сам Никсон был вынужден уйти.
Так называемый русский след — главный инструмент давления на Трампа. Его вынуждают расставаться со своими соратниками только за то, что они встречались с российским послом в Вашингтоне. Ирония судьбы в том, что до того сам Коми подвергался жесткой критике со стороны демократов, обвинивших его ни много ни мало в поражении Хиллари Клинтон.
Как бы то ни было, Трамп постепенно освобождается от людей, связанных с прежней администрацией и ставит на их место тех, кто проявляет лояльность к нему. Таков закон власти. Иначе президент может легко превратиться в марионетку, отмечает обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.