В ООН минутой молчания почтили память жертв Великой Отечественной войны. Акцию устроили послы России и еще восьми бывших советских республик. К годовщине общей Победы в штаб-квартире Организации Объединенных Наций открыли фотовыставку. Ее экспонаты показывают, что с фашизмом сражались все народы большой страны от Киргизии до Белоруссии.
Об этом сюжет, подготовленный совместно с международным информагентством Sputnik. Корреспондент НТВ Александр Терёхин собрал истории ветеранов, которые отправились на фронт практически детьми.
Садясь за клавиши, он постоянно заводит свою любимую песню. «Уймись душа усталая, забудь! Забудь», — казалось бы, обычный романс. Но для него это не просто ода утраченной любви. Здесь и переживания, и тоска, и ностальгия по украденному войной детству. Забудешь тут такое…
Лев Шенкман, ветеран: «Это было такое патриотическое воспитание, что, кажется, ты отдал бы всего себя для того, чтобы защитить свою Родину».
22 июня
Лев Шенкман: «Я три раза убегал на фронт. Меня ловили, возвращали, и на четвертый я удрал».
Упертый, как и все мальчишки своего возраста, Лев
Так, сын полка Лева стал рядовым подразделения связи. Пройдя путь от Подмосковья до Кенигсберга, домой он вернулся настоящим мужчиной.
Лев Шенкман: «Когда ты в таком возрасте, тебе ничего не страшно. Ты много чего не понимаешь. Ты идешь, вот, получается, как игра
Перебирая пожелтевшие снимки, пехотинец Василий Мандрыкин рассказывает, как его
Василий Мандрыкин, ветеран: «Я бы душу отдал, чтобы только на фронт ехать. Только на фронт, понимаете? Настолько была тяга. Домой так не тянуло, как на фронт».
Он может долго рассказывать о том, как чудом избежал расстрела, и как без приказа убил предателя. С
Василий Мандрыкин: «Слышу, надо мной прошел. Ну, наверное, не больше
А вот Бронислав Карпенко так и не может забыть дым над родной деревней. Вспоминая о сожженных фашистами домах и голодающих соседях, мужчина до сих испытывает ярость. Разве мог он,
Бронислав Карпенко, ветеран: «Мы были вокруг деревни на каждой дороге. Такие засады им устраивали, чтобы с соседних опорных пунктов не появилось подкрепление».
После, вспоминает ветеран, была трудная дорога к Победе. Через партизанский отряд в настоящие солдаты, от родной Белоруссии до севера Германии. Он до сих пор удивляется, как вообще удалось выжить. Но, выходя один на один с врагом, о таком старался не думать.
Бронислав Карпенко: «Я пролез туда и, когда уже увидел этого фашиста, то если бы он меня заметил, я бы там и погиб. Потому что я в открытой местности был, а он — закрытый камнями. Он поднялся стрелять, а я в это время „тюк“ и попал. Тишина. Там как раз пехота: „Ура!“, — и пошли. А я от растерянности сижу и думаю: „Жив!“».
После войны Бронислав Карпенко и Лев Шейнкман вернулись на родину в Белоруссию. Василий Мандрыкин уехал обратно в Киргизию. Разбросанные по всей стране они героически вставали друг за друга. Украинцы освобождали Кавказ, грузины гибли под Сталинградом. Ради одной на всех Победы, не взирая на национальность, пол или возраст. И пускай годы забирают свидетелей их подвигов, май
Напомним, что в преддверии
Статья
День Победы: как Россия отметит 9 Мая