В Россию после двухлетнего перерыва едет Ангела Меркель. В Сочи ее ждут переговоры с Владимиром Путиным. А вслед за немецким канцлером на черноморское побережье прибудет и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган. Как раз сейчас отношения между Германией и Турцией оказались в тупике. Из-за чего поссорились Меркель с Эрдоганом и что об этом конфликте думают миллионы проживающих в Германии турок, разбиралась корреспондент НТВ Дина Иванова.
Почти 1,5 миллиона турок, живущих в Германии, участвовали в недавнем турецком референдуме, и большинство поддержало поправки к конституции, расширяющие полномочия президента.
Александр Рар, политолог: «Германия в преддверии референдума запрещала самому Эрдогану и его министрам выступать на территории Германии, рекламировать свои идеи по поводу конституции, что привело к тому, что Турция действительно не на шутку разозлилась на Германию».
Повар берлинского ресторана Кадирш родился в Турции, уже 20 лет живет в Германии и искренне не понимает, почему двум странам так непросто договориться.
Кадирш: «Европа все время придумывает проблемы. То референдум им турецкий не нравится, то
Более полувека Анкара стремилась в ЕС. Самые долгие в истории Европейского союза переговоры до сих пор успехом не увенчались. Но теперь Эрдоган сместил акценты и заявляет, что Турция еще подумает, нужна ли ей такая Европа. Зато он, уже получив от нее и потратив миллиарды евро, угрожает разорвать сделку по сдерживанию мигрантов и открыть для них турецкие границы. А это в первую очередь ударит по Германии и лично по Ангеле Меркель.
Александр Ной, депутат бундестага от партии «Левая», член комитета по обороне: «Он все время шантажирует: я прекращу действие соглашения относительно мигрантов, и тогда их поток хлынет в Европу, и у вас будут большие проблемы. И это действительно так. Мы уже не справляемся с мигрантами, которые есть. Элементарно наша инфраструктура не готова для того, чтобы принять столько людей. Если сейчас Эрдоган откроет границы, в Германию приедет еще больше беженцев, и позиции партии Меркель перед сентябрьскими выборами в бундестаг пошатнутся, а оппоненты канцлера, критикующие ее миграционную политику, наоборот, наберут политические очки».
На политику можно влиять и через религию, уверен настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Берлине. Яркий пример — Эрдоган и его финансовые отношения с немецкой исламской общиной.
Протоиерей Андрей Сикоев, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Берлине: «Около 400 мечетей и 400 имамов, которые уже многие годы получают свои субсидии, финансирование, полную зарплату из Турции. Это значит, что религиозные лидеры ислама здесь, на территории Германии, — граждане и служащие турецкого общества, турецкого государства».
Нормализация отношений с Эрдоганом — сейчас едва ли не самая важная задача для Меркель. Анкаре с Берлином тоже конфликтовать невыгодно, хотя бы с точки зрения экономики. Ведь Германия для Турции — главный торговый партнер. Так что договариваться в любом случае придется.
Подробности — в видеоматериале.