Госдума приняла в первом чтении проект закона о сносе московских пятиэтажек. Речь не только о жилом, но и финансовом фонде, который для этой программы потребуется. Сейчас под весь этот проект стоимостью в триллионы рублей закладывается своего рода законодательный фундамент.
Краеугольный камень законопроекта о реновации — люди должны получить квартиру равнозначную в том же или соседнем районе. Речь идет примерно о полутора миллионах жителей столицы. Корреспондент НТВ Роман Соболь продолжит.
Первое думское чтение — самое общее. Обсуждается только концепция, идея. В этом случае идея масштабная и дорогая. Закон о реновации подразумевает снос 25 миллионов квадратных метров старого жилья и переселение полутора миллионов москвичей.
Советские пятиэтажки — серые и убогие — столицу не красят. Москвичи вспоминают лужковскую программу сноса хрущевок и надеются, что новая программа будет как минимум не хуже. Ветхого жилья вокруг полно.
Валентина Крупова: «Дом весь разваливается, что говорить. Мы на первом этаже живем, у нас пол проваливается, канализация, трубы все гнилые».
Такие условия легко поменять на новую квартиру повышенного класса комфортности. Почти отремонтированную и в том же самом районе.
Анастасия Митяева: «Инфраструктура хорошая. Школа у нас здесь отличная. У нас прекрасные преподаватели, вот дочь у меня старшая в первый класс пошла. Садик у нас здесь просто замечательный. Не хочется уезжать отсюда, но, конечно, хочется большую квартиру».
Однако есть нюансы. И новая программа переселения кое в чем отличается от прежней.
Галина Хованская, депутат Госдумы РФ: «Идея красивая, идея нам многим нравится, но, к сожалению, пока тот законопроект, который внесен, он страдает множеством недостатков».
Экспертный совет при президенте России проект закона и вовсе раскритиковал, сочтя, что он дает городским властям слишком большие полномочия. Можно рушить практически любые здания, и не только аварийные, ставить на их месте дома любой этажности. При этом жильцы будут законодательно лишаться права собственности на квартиры в домах, подлежащих сносу. Народ волнуется.
Ксения Сивакова, жительница Пресненского района: «При принятии решения о сносе дома человеку дается всего 60 дней на то, чтобы освободить свою квартиру, при этом ему дается один вариант только. Где этот будет вариант, что это будет за вариант — абсолютно непонятно. Люди должны согласится на снос своего дома, не понимая, что они получат взамен».
Многих пугает перспектива переезда в современные небоскребы. Дескать, там и форточки не открываются, и у лифтов вечные очереди. И вообще качество у этих высоток часто не на высоте.
Елена Виноградова: «Проехать на Фили, там эти жуткие монстры стоят, в них жить нельзя. Мы не птицы. У людей давление. Там просто противопоказано там жить. И красоты никакой».
Да и вопросы благоустройства в нынешнем проекте закона четко не прописаны.
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР: «Будут строить высотные дома. Что это значит? Очень много людей будут жить в этой
Подсчитано, что за счет новой застройки Москву можно будет уплотнить еще на три миллиона человек. Понятно, что коренные москвичи, счастливые обитатели тихого центра, жить в муравейнике не хотят.
Анна Жарницкая: «Есть семейные ценности. Я живу в доме, а во дворе следующего дома — детский сад, в котором работала моя бабушка всю жизнь, в него ходили мама и папа, моя сестра и я. Есть понятие корни, вот нельзя относиться к людям так, что мы переселенцы. Это сразу обезличивает очень».
Возможно, эти опасения напрасны. И сносить дома против воли абсолютного большинства его жителей никто не будет. Уже сейчас идут масштабные опросы с помощью
Пётр Толстой, депутат Госдумы РФ: «Мы не заинтересованы в том, чтобы на ровном месте происходили
Говорят: один переезд равен половине пожара. Депутаты обещают тщательно проработать закон о реновации ко второму чтению. Сделать его понятным, прозрачным, конкретным. Чтобы люди воспринимали его не как стихийное бедствие, а как приятные хлопоты, связанные с долгожданным новосельем.