Ремонт университетской библиотеки в Ростове-на-Дону грозит превратиться в долгострой. Одно из красивейших зданий города, построенное до революции, не могут отреставрировать уже несколько лет. Первое время не было денег. Теперь подвел подрядчик: работы надо переделывать. Между тем в библиотеке остаются сотни редких и ценных книг, которые начали покрываться плесенью.
Знаменитый ростовский архитектор Рубен Мурадьян, один из авторов монумента жертвам нацистского расстрела в Змиёвской балке, говорит, что сердце
Рубен Мурадьян, почетный архитектор РФ: «На сегодняшний день очень заботит судьба этого дома».
Этот дом Николай Парамонов, сын богатого купца, заказал архитектору Леониду Эбергу. С фонтаном, колоннадой, стеклянным потолком и лифтом. Чтобы из кухни и из подвала поднимать уже сервированные столы. Все для гостей. Но тут грянула Первая мировая война, революция. Хозяин бежал. Дом заняли революционеры, затем штаб белой армии. Оттуда Корнилов и Деникин отправились в «Ледяной поход».
Татьяна Абрамова, ученый секретарь Ростовского областного музея краеведения: «Есть сведения, что тут был Дом строителей, институт переливания крови. Но в 1923 году здание сгорело».
Тогда его восстановили в первый раз. После войны разрушенное от немецких бомбежек здание вновь ремонтировал все тот же Леонид Эберг. Дальше особняк передали музею. Спустя годы — университетской библиотеке. Последние лет 10 здание мало подходило для книгохранилища. Поплыл фундамент, лопнула крыша.
Для администрации Южного федерального университета разговоры о библиотеке вуза не самые приятные. Долго жаловались, что нет денег на ремонт. Потом средства появились, но ремонт не успели закончить, а уже надо переделывать. Штукатурка на стенах не пережила зиму.
Юрий Пожаров, проректор по развитию инфраструктуры Южного федерального университета: «Уже большая часть пути пройдена. Наше видение: через полгода это будет законченный комплекс, который будет работать как библиотека и как центр научный».
Обещают, что подрядчик переделает брак за свой счет. Наружные работы сложно назвать реставрационными, говорят в обществе охраны памятников истории и культуры. Вместо старой лестницы — новодел. Стены осыпаются. За такую работу — не больше тройки.
Алексей Кожин, руководитель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «К сожалению, это здание, в моем понимании, оно такой высокой оценки не получит».
В фондах библиотеки миллионы книг. Часть из них — настоящие сокровища: иностранная литература, книги на рисовой бумаге, карты, миниатюры. Их нужно хранить в особых условиях. В университете говорят: их перевезли в другие библиотеки. Но то, что книги остались в хранилище, видно даже через окна. Не так давно в подвале лопнула труба. От сырости книги обросли плесенью. Неясно, сколько их там и в каком они состоянии.