Российские военные провели в Сирии несколько гуманитарных операций и передали местным жителям более 5 тонн помощи. Не менее важную и куда более опасную работу проводят в САР переговорщики, чтобы заставить повстанцев сложить оружие и присоединиться к режиму перемирия. Чтобы подписать мирный договор, старейшины сел зачастую рискуют собственными жизнями.
Выход парламентеров с территории, контролируемой боевиками, ожидали на рассвете. Это настоящая спецоперация, подготовленная сотрудниками российского центра по примирению совместно с сирийскими военными. Позиции исламистов всего в 200 метрах, любое неосторожное движение или шум могут демаскировать группу, тогда все пойдет насмарку.
После нескольких часов томительного ожидания в темноте появляются силуэты людей. Это старейшины сразу нескольких населенных пунктов, решивших присоединиться к перемирию. Согласившись на сотрудничество с сирийскими властями, они рискуют жизнью, поэтому их имена не называются и лица скрываются.
Как передает корреспондент НТВ Евгений Голованов, под договором на фирменном бланке с оливковой ветвью парламентеры ставят свои подписи, подтверждая намерение не участвовать в боевых действиях против правительственных войск и не допустить в свои села боевиков взамен на гарантии безопасности и поддержки.
За время действия режима прекращения огня к перемирию уже присоединились больше тысячи населенных пунктов. Складывают оружие и переходят на сторону правительства сотни боевиков. Мужчины вместе с семьями бежали из бандформирований, входящих в ИГИЛ (запрещенная в РФ экстремистская группировка «Исламское государство» (организация запрещена в РФ)). Они сбрили бороды и сменили камуфляж на гражданскую одежду.
Али Щлящ: «Нас насильно заставили воевать. В противном случае обещали казнить. С многими, кто отказывался, они жестоко расправились. Как только у нас появилась возможность, мы бежали. Сейчас мы хотим вернуться в объятья родины. Надеюсь она нас примет».
Салех Осман: «Запад называет их умеренной оппозицией, но это звери! Когда они заподозрили, что я собираюсь бежать, выбили мне зубы прикладом. Я призываю всех последовать нашему примеру».
По сути, это разведчики. В хорошем смысле слова. От того, как с ними поступят сирийские власти, зависит, последуют ли их примеру остальные, которые пока еще колеблются. Теперь уже бывших боевиков колонной в сопровождении бойцов российской военной полиции доставят в Алеппо, где их ждет процедура оформления документов. Это уже, скорее, юридическая формальность, после которой многие будут отпущены на свободу в связи с амнистией, объявленной президентом Башаром Асадом.