На месте возведения «Охта-центра» археологи работают бок о бок со строителями.
В Интернете теперь можно наблюдать, как идет строительство
Таким образом можно разглядеть и те самые исторические объекты,
На какой стадии эти работы находятся сейчас и что будет с тем, что достанут
Своей удаче археологи не верят уже два года. С того момента, как раскопали основание шведского Ниеншанца. Время пощадило и крепостные стены, и ров вокруг них. Сооружение даже по сегодняшним меркам огромное.
Пётр Сорокин, руководитель архитектурной экспедиции: «Полностью видно ширину рва — около 20 метров. Сохранились остатки частокола, который стоял перед стенкой. Сама стенка сохранилась на высоту до трех метров».
Волну возмущений в Росохранкультуре вызвал участок именно этого крепостного вала. Неделю назад его случайно повредили экскаваторы. Но вопреки гневным сообщениям в СМИ, строительные работы здесь не проводились. Техника лишь убирала строительный мусор и щебень.
Пётр Сорокин, руководитель археологической экспедиции: «Эти рвы находились в законсервированном состоянии. Они должны быть сохранены до решения вопроса о способах их дальнейшего сохранения».
Раскопками на месте будущего строительства Пётр Сорокин занимается больше 15 лет. Он собственно первым заявил об уникальности берегов Охты. Сейчас число находок приближается к семи тысячам наименований. Самые ценные — эпохи неолита.
Пётр Сорокин, руководитель археологической экспедиции: «Есть янтарные украшения, подвески, различные нашивки. Все это доставлялось из района распространения кремния. Это современный Калининград».
Артефакты эпохи неолита, объясняет Сорокин, значение имеют для всей мировой истории. Ни больше — ни меньше. Потому неофициально за множество исторических пластов место раскопок называют «Русской Троей».
Враг у искателей сейчас один — время. Строители не скрывают, что торопят специалистов. Но мировая археологическая практика уже доказала: пласты неолита можно копать и семь, и десять лет. Ждать столько застройщик не готов.
Сергей Граменицкий, начальник отдела сопровождения изысканий: «В настоящий момент на эту тему ведутся определенные обсуждения. И результат с учетом значительной площади раскопок и разной степени сохранности найденного мы надеемся получить к концу данного календарного года».
Предыдущие два года команда археологов с застройщиком жила дружно и даже защищала строителей. Мол, это петровская судоверфь XVIII века нанесла территории самый страшный урон. И вот впервые у прежних соратников начались разногласия.
Пётр Сорокин, руководитель археологической экспедиции: «Работы на данной территории закончены. На оставшейся территории — это 30% — они приостановлены. По неизвестным для нас причинам».
Сергей Граменицкий, начальник отдела сопровождения изысканий: «Раскопки будут продолжены. Они будут продолжаться уже третий зимний сезон. Сейчас это связано с долгосрочным погодным прогнозом. Мы готовились к морозам, но сейчас копаем открытым способом. 12 ангаров будут выставлены зимой».
Опасения специалистов в дирекции по строительству
Археологи предлагают основать здесь музей под открытым небом. Ведь Ниеншанц — это часть истории Петербурга. Застройщик же готов пойти на компромисс и объединить прошлое и будущее под крышей современного архитектурного комплекса.