Братские могилы безымянных советских бойцов, погибших во время Великой Отечественной, найдены там, куда война не дошла, в Мордовии.
Братские могилы безымянных советских бойцов, погибших во время Великой Отечественной, найдены там, куда война не дошла, — в Мордовии. Солдаты и офицеры, которые не пустили туда фашистов, умирали от ран по пути в госпитали. Корреспондент НТВ Виталий Калугин побывал на раскопах у станции «Красный Узел».
У железнодорожной станции мордовского села Рамаданово студенты и школьники выкапывают сразу несколько десятков ям. На языке поисковиков это называется «шурфить штыковой лопатой по очереди», сменяя друг друга, на полтора, а то и два метра углубляться в землю.
На это поле, вспоминая военные годы, указали деревенские старики.
С 1941 по 1945 год через станцию «Красный Узел» шли санитарные эшелоны, раненные на фронте бойцы умирали в вагонах, похоронить их не хватало времени. Солдат присыпали землей возле железнодорожного полотна, сослуживцы отдавали честь, и состав следовал дальше.
Сколько их было, точную цифру не может назвать никто. В военный госпиталь раненых везли в
Алексей Томилин, член поискового отряда «Память»: «Мы находили пуговицы, бумажки, деньги были
Глину и грунт поисковики исследуют специальным металлическим щупом. Если в глубине он натыкается на препятствие, с братской могилы снимается дерн.
Виталий Тювиков, член поискового отряда «Память»: «Дерн снимаем, и становится понятно, что земля перемешана с глиной, значит, здесь
В братских могилах находили металлические колечки, и пуговицы от солдатских брюк. Опознать обмундирование бойца можно было только по отверстиям в пуговицах. В советских их было два или четыре, в немецких, как правило, три. Изредка встречаются нательные крестики, но по ним имя владельца определить невозможно. Поисковики писали запросы в военные архивы, но по другим станциям данные есть, а по этой нет информации.
Иван Селивёрстов, руководитель поискового отряда «Память»: «В списке погибших указано: умер от ран, захоронен на станции
Из братских могил удалось эксгумировать останки 40 бойцов. Солдаты и офицеры наверняка останутся безымянными.
Николай Кручинкин, исполнительный директор Мордовского республиканского патриотического объединения «Поиск»: «Понятно, что всех мы не найдем, часть останков лежат на распаханном поле, часть — под железной дорогой. Тем не менее на территории площади мы должны найти всех».
По окончании поисков на месте захоронений планируется открыть мемориал. К подножию памятника студенты сгружают камни и на ручных тачках привозят песок. Насыпь у постамента необходимо будет поднять как минимум на три метра. По замыслу школьников, плиту братской могилы должно быть видно с проходящих поездов.