В Мариинском театре спустя девять лет после премьеры вновь дают оперу исполинского масштаба.
В Мариинском театре спустя девять лет после премьерной постановки вновь дают «Войну и мир». По мнению критиков, это опера исполинского масштаба. Спектакль, срежиссированный Андреем Кончаловским (который в классический жанр внес кинематографические приемы) и музыкально реализованный Валерием Гергиевым (маэстро очень трепетно подошел к прокофьевской редакции), является совместной постановкой Мариинки и Метрополитен Опера.
Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на премьере и узнал некоторые постановочные секреты.
Когда за кулисами особенно тесно, уточнять не надо — сегодня «Война и мир». Художники Мариинского театра перед спектаклем создают исторический грим исполнителей сольных партий, которых более шести десятков.
Светлана Волкова, исполнительница партии Перонской: «Все партии небольшие, но очень интересные, насыщенные. И поэтому мы почти все поем по нескольку партий в этом замечательном спектакле. Можно быть такой красивой дамой, а завтра уже лавочницей в толпе».
Костюмерам предстоит одеть две армии, 12 сотен костюмов. Исполнители главных партий успевают несколько раз переодеться за 13 картин. На сцене появляются офицеры и солдаты Кутузова и Наполеона. В массовых сценах с бутафорскими ружьями выходят курсанты.
Самая грандиозная постановка возвращается на сцену Мариинского театра. Шесть лет «Войну и мир» не давали на этих подмостках. Главная задача постановочной части — не только воедино собрать все декорации, но и проверить, как все это работает. Сфера, символизирующая земной шар, должна по ходу действия раскрыться. Несмотря на несколько лет простоя, механизм действует.
Декорации и сценическое оборудование массой 60 тонн достойны первоисточника — эпопеи Льва Толстого. Некоторые отдельные части весят до полутора тонн. Монтировщикам порой приходится закреплять эти детали вручную. Картины меняются опускаемыми на сцену элементами архитектуры. И колонны, и двери — все нужно подвесить.
А то, что выезжает
Геннадий Николаев, главный специалист Мариинского театра по проведению особо сложных спектаклей: «Если бы они это здесь сделали, мы посмотрели бы на них. У
«Метрополитен» любит эту постановку. Исполнитель партии Андрея Болконского баритон Алексей Маркин, как отметила пресса, ярко дебютировал на американской сцене. Но он также волнуется и перед выходом в Петербурге. Музыку Прокофьева считает сложной для исполнения. Партия Болконского не исключение.
Алексей Марков, исполнитель партии Андрея Болконского: «Да, эта партия — одна из сложнейших. Она очень высокая».
Девять лет назад премьера в Петербурге вызвала небывалый интерес и не только у завсегдатаев оперы. На премьере присутствовали Владимир Путин и Тони Блэр.
И снова атмосфера в Мариинском напоминает премьерную — приподнятое настроение всех участников. У режиссера, который привык работать с голливудским размахом, действие разворачивается не только на авансцене, но и на дальнем плане. Единственное, кого не хватает, самого Андрона Кончаловского.