В Курской области поминали погибших в годы Великой Отечественной… немцев.
Сегодня в Курской области поминали погибших в годы Великой Отечественной… немцев. В поселке Беседино открылось одно из крупнейших кладбищ солдат Вермахта, нашедших последний приют в русской земле. На церемонию приехали немецкие дипломаты и военные, а также родственники погибших. Деньги на создание кладбища выделила Германия.
В подходяще пасмурный день над погостом звучали речи о том, что произошедшее — очередной шаг к примирению разделенных войной народов. И только российские ветераны, соглашаясь с этим, робко напоминали, что многие советские солдаты так до сих пор и не похоронены.
Репортаж корреспондента НТВ Ольги Черновой.
В жизни немецкого рабочего Вернера Вайса главное желание было найти могилу погибшего на войне старшего брата. Он нежно звал его Калли. Пенсионер долго плакал, когда ему сообщили: останки
Вернер Вайс, брат погибшего солдата Вермахта: «В последнем письме из России мой брат прислал фотографию, на которой он стоит у велосипеда и улыбается. Калли был очень миролюбивым. Он написал: я скоро вернусь. Но… Извините, мне тяжело говорить».
На открытие сборного кладбища немецких военнослужащих из Германии приехали около 300 родственников погибших солдат и офицеров Вермахта. На бывшем колхозном поле близ курского села Беседино за четыре года перезахоронили останки 24 тысяч человек, эксгумированных из сотен захоронений, найденных в областях Центрального Черноземья.
Норберт Шпис, руководитель службы перезахоронения в Центральной России Народного союза Германии: «Там, где мы работаем, эксгумируем, очень много нам помогают ваши люди. Особенно, ну, старые бабушки, я так скажу».
Кладбище немецких военнослужащих под Курском станет одним из крупнейших в России и
Александр Морр, референт Народного союза Германии по уходу за военными могилами: «Тут написано: Дойчланд, Висбаден. Этот человек, который живет в Висбадене, заказал посадить здесь дерево и постоянно платит за уход».
Немецкие потери на территории России во Второй мировой войне оцениваются в полтора миллиона человек. За последнее десятилетие удалось найти и перезахоронить останки более 500 тысяч солдат Вермахта. Согласно договору с Россией, Германия в ближайшее время начнет строительство еще одного сборного кладбища под Смоленском.
Немцы по несколько раз перечитывали имена на гранитных плитах. Клаус Лавс рассказывает: ему было всего два года, когда отца забрали на войну. Через год пришло извещение: пропал без вести под Воронежем. Имена тех, чьи могилы так и не удалось найти, в Беседино увековечили тоже.
Райнер Руфф, генеральный директор Народного союза Германии по уходу за военными могилами: «Тех, кто помнит места солдатских захоронений, с каждым годом все меньше. Многие могилы так и останутся неизвестными, хотя мы надеемся найти и перезахоронить еще около 400 тысяч погибших в России немцев».
К строительству мемориала гитлеровским солдатам местные жители поначалу отнеслись неоднозначно. Но немцы не раз повторяли селянам, что солдатские могилы для них — символ примирения.
Местная жительница: «Хоть они наши оккупанты, но они люди. Их тоже заставляли».
Анатолий Щербаков, ветеран Великой Отечественной войны: «Я ходил, у меня слезы текли от обиды за нашу страну, честное слово. Я вспомнил, что у нас еще до сих никак не могут выкопать останки многих солдат. Да и неизвестно, где они похоронены».
Врач Курт
Курс Фридрих Каснер, племянник погибшего солдата Вермахта: «Я счастлив, что нашел свою новую родину на русской земле. И мы живем с Россией в мире. Это лучшее, что может быть».