Сегодня практически все население аэропорта Домодедово (сотрудники, гости, провожающие и встречающие) было озабочено одним делом — все хотели сфотографироваться с самым большим пассажирским самолетом в мире. А-380, способный взять на борт 525 человек, впервые приземлился в России.
Увидеть его тут снова удастся не скоро. Сейчас таких лайнеров в мире всего 19, они принадлежат иностранным авиакомпаниям и рейсов в Россию не совершают. У местных же авиакомпаний интереса к гиганту нет и подавно. Почему — узнал корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.
Десятки камер у взлетной полосы, авиатехники — на цистернах с горючим. В это утро даже в зале ожидания огромного аэропорта места у окон занимают заранее. 11:55 — громадина появляется над подмосковным небом. А-380 едва махнул приветливо крылом, а у случайного очевидца, пассажира Каленского, уже задрожали коленки.
Виктор Каленский: «Большой слишком. Кажется нереальным, что такая махина взлетела».
Московское Домодедово стало 90-м по счету аэропортом, в который самый большой в мире пассажирский лайнер нанес визит. Спешите видеть — 800-местный, двухпалубный великан в Россию прилетел в первый и на ближайшие годы в последний раз. В «Эйрбасе» (Airbus) не скрывают: такого количества авиапассажиров, чтобы А-380 здесь окупался, в России пока просто нет. И вряд ли появится даже через пять лет.
Андреас Крамер, вице-президент концерна «Эйрбас» по продажам в Восточной Европе и СНГ: «10–15 лет назад мы и представить не могли, что на внутренних российских рейсах будут летать иностранные самолеты. А теперь — взгляните в окно, там стоят лайнеры „Эйрбаса“».
Но пока на всю страну приходится всего один аэропорт, приспособленный для приема таких авиагигантов. Первым стала Тулуза — европейская родина А-380. Шеф-пилот Эйрбаса Жак Розе — именно он совершал на А-380 первый полет в 2005 году — уже сбился со счету, сколько было этих воздушных гаваней, и везде одни и те же вопросы: неужели такой махиной можно управлять без труда?
Жак Розе, старший летчик-испытатель подразделения летных испытаний концерна «Эйрбас»: «На большом отрезке пути я вообще могу газеты читать, кофе пить. Другое дело, что этот самолет — испытательная лаборатория, поэтому надо все время контролировать машину и сообщать инженерам о возможных усовершенствованиях».
Две пассажирские палубы, огромные кресла, по десять человек в одном ряду. Все это для А-380 сегодня уже повседневность. А вот с чего начиналась история лайнера-гиганта — с огромных бочек с балластом, всего 70 тонн. Именно они проверяли А-380 на прочность.
На то, как выглядит серийный вариант А-380, пока что могут посмотреть лишь пассажиры австралийских, арабских и сингапурских авиакомпаний. Просторные лестницы и коридоры, высокая кухня на борту, личный сомелье для состоятельных гостей и, наконец, отдельные номера-сьюты для самых требовательных гостей.
На площади равной трем теннисным кортам легко разместился бы и бассейн, и зимний сад — да все что угодно заказчику. Российские пилоты и стюарды на залетную птицу смотрят с нескрываемой завистью. Увы, ни одна российская авиакомпания интереса к покупке А-380 так и не проявила. Сегодняшний перелет из Тулузы в Москву так и остался визитом вежливости.