В Петербурге обсуждают художественную новость. Может ли приобретенная в антикварном салоне картина принадлежать кисти великого русского поэта.
Всех любителей творчества Михаила Юрьевича Лермонтова поразила новость, появившаяся накануне, в день
О неожиданной находке — в репортаже корреспондента НТВ Юлии Олещенко.
Константин Плужников, народный артист РСФСР: «Вначале я еще сомневался, что это Лермонтов».
Бывший солист Мариинского театра Константин Плужников приобрел написанное маслом полотно в одном из петербургских антикварных магазинов. Картина, датированная 1837 годом, привлекла его внимание не столько художественными достоинствами, сколько необычным сюжетом.
Константин Плужников, народный артист РСФСР: «Это романтический, почти байроновский сюжет. Я думаю, что лицо героини картины совпадает с лицами девушек, которых любил Лермонтов. Особенно та, что в красном».
При желании в лице склонившейся женщины можно узнать черты Вареньки Лопухиной — возлюбленной Лермонтова, а возлежащий у водопада молодой человек отдаленно напоминает самого Михаила Юрьевича.
Если верить надписи на оборотной стороне холста, на момент написания картины ему было 23. В первом приближении подлинность автографа не вызвала сомнений, по крайней мере, у филологов.
Александр Князев, редактор фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» РАН: «Я работал с оригинальными письмами Лермонтова и факсимиле опубликовано во всех академических изданиях. И каллиграфически выписанная фамилия с твердым знаком и цифры — точно как у Лермонтова».
Официально признанное художественное наследие поэта содержит произведения различных жанров: пейзажи, путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Петербургский живописец Борис Семёнов, на протяжении многих лет копирующий лермонтовские полотна, уверен: так называемая «Сцена у водопада» принадлежит кисти его кумира.
Борис Семёнов, народный художник СССР: «Если смотреть на картины Лермонтова, то кусочек скалы у них по конфигурации не совпадает. И в глубине Терек, возникающий из темноты, и долина Терека аналогичны. И по ощущениям горы совпадают. Это одна и та же кисть».
В то время как один художник, вторя лермонтовской палитре, уже приступил к созданию копии неожиданной находки, другой наотрез отказывается признать существование
Павел Татарников, художник: «Хотя он и писал романтические пейзажи и графику, но это уже настолько сладкий салон, что у меня нет слов».
Что же это? Сенсация, или подарок к юбилею русского классика? Скрупулезное научное исследование обнаруженного полотна еще впереди. Но те, кто причастны к этой истории, видят в случившемся своеобразный знак. Ведь, возможно, новая, доселе неизведанная страница творческого наследия Лермонтова, приоткрылась именно в дни празднования