С чем связаны участившиеся преступления в рядах петербургской милиции и по каким правилам живут и работают офицеры специальный репортаж НТВ.
В рядах тех, кто должен ловить преступников, разгорается очередной скандал. Сегодня стало известно, что группой так называемых лохотронщиков, задержанных в Приморском районе, руководили высокопоставленные милиционеры. Об этом пишет «Невское время».
Двое офицеров взяты под стражу, а несколько объявлены в розыск. То, что происходит в последнее время в рядах милиции, беспокоит не только общество, которое те должны защищать от того, что совершают сами, но и высшее руководство МВД. Истории с Денисом Евсюковым и подобными ему не должны происходить — признают все. Но как решать эту проблему, пока неясно.
О последних подобных происшествиях и причинах происходящего — в специальном репортаже корреспондента НТВ Виктора Черногуза.
Сегодня о них опять пишут. Одной из последних сообщений: постовой подозревается в изнасиловании школьницы. Такие новости в последнее время приходят каждую неделю. Самый жуткий случай — с прапорщиком Грибковым, который был задержан за педофилию.
Эта новость как показатель нынешнего положения дел. Все уже почти привыкли, что милиция бьет прямо на улице, при свидетелях. А вдали от посторонних глаз и вовсе убивает.
Случай с Дмитрием Атнагузиным, — один из последних.
Владимир Удовыдченко, работник органов внутренних дел с 1981 по 1997 г.г.: «Как в присутствии адвоката раскрыть преступление? Да, никак при современном уровне подготовки сотрудников. Значит, нужно адвоката выставить за дверь, а задержанного бить. Иначе ничего не скажет. А ведь существуют способы, когда можно и не бить. При советской власти я встречался с такими сотрудниками».
Михаила Горина били не следователи, обычные сотрудники
Михаил Горин, ответственный секретарь газеты: «Подвели к машине, проверили карманы, из которых пропали 3 тысячи рублей и телефон».
То, что происходит сейчас во многих подразделениях МВД, профессионалы называют принципом отрицательного отбора. Лучшие уходят, а те, кто остается, диктуют свои правила. Начинался этот процесс на глазах у
Начальником ГУВД он стал в неспокойном
Аркадий Крамарев, депутат Законодательного собрания
Проблема с кадрами в милиции была всегда, но в советское время ее пробовали решать кардинально. В середине
Евгений Вышенков, сотрудник уголовного розыска с 1985 по 1992 год: «Ключевым словом было интеллектуальный. Почему? Потому что большинство сотрудников уголовного розыска имело, как правило,
Тогда в милицию брали сразу после университета, филологов, экономистов, юристов. Из этого набора вышло много известных в городе людей — глава Жилищного комитета Осипов и Василеостровского района Омельницкий, депутаты городского парламента Антипов и Госдумы Лебедев. Но та кадровая политика так и осталась экспериментом.
Будущих милиционеров обучают в Университете МВД. Это самый крупный специализированный вуз на территории
Руководство вуза признает: теперь в милицию приходят не те, что раньше. Упал уровень образования, у нового поколения совсем другие моральные ценности. Приходится перевоспитывать.
Василий Кудин, начальник
Эти занятия проходят в центре психологической подготовки. Будущих следователей учат профессиональной выдержке,
В арсенале — ароматерапия, тактильные методы и даже массажные кресла. Это идеальные условия, так непохожие на рабочие будни. Рассуждая о будущей профессии, курсанты уверены: они смогут изменить нынешнее мнение о милиции, переломив существующие порядки.
Курсант
Но практика доказывает обратное. Примерно пятая часть пришедших в милицию увольняются после первого года службы. Оставшиеся часто сталкиваются с выбором: вести себя по закону или как все.
Социолог Гладарев недавно опубликовал масштабное исследование о положении дел в МВД. Главный вывод: милиция давно живет как замкнутая корпорация по своим законам.
Согласно которым, к примеру, руководство призывает рядовых сотрудников быть скромнее и жить на одну зарплату. Те соглашаются. А парковка у зданий ГУВД продолжает заполняться шикарными автомобилями.
Борис Гладарев, социолог: «Больше всего раздражает то, что государство само играет не по правилам. Получается, что они не слуги общества, не слуги государства. Человеку приходит единственная мысль: „Я сам свой хозяин, сам свой слуга. Я сам должен обеспечивать себе то, что мне нужно“».