Еще несколько пациентов Центра хирургии имени Петровского в Москве получили «лекарство будущего». Именно так называют препарат, исцеляющий безнадежных, как раньше считали, больных тех, у кого отказали артерии ног.
Еще несколько пациентов Центра хирургии имени Петровского в Москве получили «лекарство будущего». Именно так называют препарат, исцеляющий безнадежных, как раньше считали, больных — тех, у кого отказали артерии ног.
Ампутация в таких случаях до сих пор считалась единственным способом спасти пациента от гангрены, а, значит, от смерти. На помощь пришла генная терапия — этот новый метод уже вовсю испытывают хирурги под руководством профессора Сергея Дземешкевича. Больным вводят гены здоровых людей, в пораженных конечностях начинают расти новые сосуды.
Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов убедился, что такой подход может победить многие болезни.
Владимиру Тимофеевичу из Владимирской области 72 года. Он всегда занимался спортом, почти не болел, отлично себя чувствовал. Неожиданно отказали ноги, появились язвы. Диагноз прозвучал как приговор — облитерирующий атеросклероз. Ноги, возможно, придется ампутировать.
Владимир Шалдыбин, пациент Российского научного центра хирургии им. Б. В. Петровского: «До пояса я — молодой, а ниже пояса — уже инвалид».
В такую ситуацию в России каждый год попадает около 150 тысяч пациентов. Каждый четвертый в итоге остается без ног. Атеросклероз называют болезнью XXI века.
Если это происходит в сердце — то инфаркт, если в мозге — происходит инсульт, а в ногах начинается гангрена. Хирургам иногда удается убрать крупные бляшки, но если их много, скальпель не поможет.
Александр Гавриленко, заведующий отделением хирургии сосудов Российского научного центра хирургии им. Б. В. Петровского: «Атеросклероз, или артрит поражает сосуды нижних конечностей на всем протяжении. Начиная от аорты и подаортных артерий, все сосуды закрыты. Такие пациенты обречены на тяжелые страдания. Вплоть до ампутации нижних конечностей на уровне третьего бедра».
Теперь такие случаи не безнадежны. Хирурги вместе с генетиками подумали, что если нельзя использовать старые сосуды, надо вырастить рядом новые. Это называется генная терапия, когда в исцеляемый участок тела внутримышечно вводят особый безвредный вирус, в который встроен человеческий ген, усиливающий рост сосудов.
Ген производит
Игорь Иванов, пациент Российского научного центра хирургии им. Б. В. Петровского: «Комфортно себя чувствую по сравнению с тем, что было. Я мог остаться без ноги, а тут вдруг на своих двоих уже второй год. Это фантастика».
Генетик Вячеслав Тарантул, работающий вместе с хирургами над этим лекарством, предупреждает: несмотря на успех у десятков больных, методику пока рано ставить на поток. Она требует доработки.
Вячеслав Тарантул, заместитель директора Институт молекулярной генетики: «Предположим, мы поколем, где наросты капилляров, а это ген начнет сильно работать, везде работать. Начнут, например, расти капилляры в глазу, то есть человек ослепнет. Поэтому нужно создавать всякие условия, которые ограничивают работу этих микромашин, которые попадают в клетку».
Генная терапия — это, конечно, не панацея, но, безусловно, очень большой шаг вперед. И, видимо, в ближайшее время мы будем постоянно слышать в новостях, что
Уже есть хорошие результаты в лечении болезней сердца, болезни Паркинсона и Альцгеймера, поддается даже рак. Впрочем, массовое применение генной терапии —