10 лет назад были разгромлены отряды Басаева и Хаттаба.
10 лет назад были разгромлены отряды Басаева и Хаттаба. В августе 1999 до полутора тысяч боевиков вторглись на территорию Дагестана. Ответный удар, нанесенный федеральными войсками при поддержке дагестанских ополченцев, стал фактическим началом масштабной антитеррористической операции на Северном Кавказе.
Корреспондент НТВ Руслан Гусаров встретился с теми, кто 10 лет назад выступил против бандитов.
В новейшей истории России нападение боевиков на Дагестан в 1999 году принято отсчитывать с 7 августа. Именно в тот день отряды Басаева и Хаттаба открыто и массово хлынули на Ботлихский район республики. Однако в тени остается другой факт — для жителей соседнего с Ботлихским Цумадинского района Дагестана война началась как минимум на 5 дней раньше. И первые жертвы той войны были именно здесь.
Светлана Султанова и вовсе никогда не жила в Цумадинском районе. Она преподавала историю права в университете в Махачкале и радовалась жизни вместе с двумя детьми и любимым мужем Закиром. Но 2 августа 1999 года ее жизнь круто изменилась. В тот день капитан милиции Закир Султанов погиб от пули снайпера, защищая от неожиданного прорыва боевиков село Гигатли в Цумадинском районе Дагестана. Это была первая и, к сожалению, не последняя жертва той войны десятилетней давности.
Благодаря действиям Закира Султанова и его товарищей, а также ополченцев, боевики больше не решились идти на Дагестан с этого направления и были вынуждены перегруппироваться. Жители Гигатли — аварцы по национальности — поступок лезгина Закира Султанова, в одиночку ушедшего на помощь двум раненым товарищам, иначе как подвигом и не называют. Уже девять лет на окраине этого высокогорного села гигатлинцы заботливо ухаживают за памятником милиционеру Султанову.
Магомед Загидов, завуч средней школы села Гигатли Цумадинского района: «Он говорил: я своих ребят так не оставлю. Это было его последнее слово, представьте себе! Бой идет, и он идет на помощь этим ребятам. И пошел».
Жизнь в горах на высоте более 1700 метров над уровнем моря — это один сплошной тяжелый труд. За 10 лет, прошедших с войны, в этих местах мало что изменилось. Люди
Рамазан Мусаев, чабан: «У нас здесь сестры были, у нас матери были, у нас родственники были. Ни один представитель селения Гигатли не уехали за пределы села, а пошли его защищать кто с чем. И с ломом, и с киркой. И женщины пошли, и дети даже маленькие там стояли».
После гибели мужа Светлана Султанова пошла работать в милицию. Она майор и уже девять лет занимается в МВД Дагестана
Светлана Султанова, начальник группы по социальной и правовой защите МВД Дагестана: «Очень тяжело бывает, очень тяжело. Но этим должен заниматься человек, который прошел через это. Когда я потеряла мужа, нас было много, мы объединились. Мы — это все девочки у кого в 1999 году мужья погибли. И это была вторая чеченская кампания. С этого все начиналось».
Для Светланы Султановой десятилетний юбилей разгрома террористов в Дагестане — это праздник со слезами и сильной душевной болью. Такие же чувства и еще у 600 дагестанских семей, в которых, начиная с терактов в Кизляре и Первомайском, и заканчивая бандитскими нападениями и расстрелами этого года, погибли родственники милиционеры.
Впрочем, по признанию Светланы, сегодня именно ее работа, желание помочь таким же пострадавшим, как и она, отношение друзей погибшего мужа Закира и перспективы детей, делают ее сильной женщиной и позволяют с надеждой смотреть в будущее.