Что такое Big Data и правда ли, что каждая покупка или клик по ссылке оставляют «электронный след»? Неужели эта система и правда может помочь победить на президентских выборах в США, или внести смуту в жизнь одной конкретной семьи?
Правда ли, что после нескольких лайков система знает о человеке больше, чем он сам, узнавал корреспондент НТВ Михаил Плахотник.
Победа на выборах Дональда Трампа, успех Brexit, научный прогресс и миллионные заработки торговых корпораций. Во всем этом есть одно большое общее — Big Data, новая область компьютерных технологий, уже вовлекшая в себя практически каждого жителя планеты, знает он об этом или нет.
Виктор Кантор, старший преподаватель кафедры алгоритмов технологий программирования МФТИ: Big Data — это то самое направление, которое посвящено извлечению пользы из огромных объемов данных.
Можно объяснить принцип работы простыми примерами. Российская государственная библиотека содержит около 47 миллионов томов. Чтобы прочитать их все, хотя бы мельком, одному человеку потребуется около 150 лет. Или можно зайти в каталог и найти конкретную необходимую книгу. По большому счету, это и есть работа с Big Data.
Объем даже самой большой библиотеки не сравним информационным потоком ведущих сетей. Ежедневно через их серверы прокачивается объем равный сотням миллионов книг, если их перевести в цифровой формат.
То, что при помощи искусственного интеллекта можно извлекать пользу из бесплатной информации, общество осознало, когда директор скромной и малоизвестной компании, взявшейся за пиар Дональда Трампа, напрямую сказал, какие данные он будет использовать: демографический и географический факторы, возраст, пол, национальность, вера, привычки, образ жизни.
По его словам, учтено даже «какой автомобиль вы водите и какие продукты покупаете, какие журналы читаете, в какой клуб ходите, ваш характер и ваши склонности». Все это уже есть в соцсетях и открытых базах данных.
Валерий Соловьёв, политтехнолог: «Молодым мамам рассказать о поддержке материнства, пенсионерам о новой пенсионной реформе, с оппонентами работать на снижение явки, а жителям дома по улице Ленина 10 пообещать, что в их доме будет проведен ремонт».
Каждый посыл адресован конкретному зрителю. Когда Обама призвал темнокожих американцев голосовать за Хиллари, ответ был готов быстро.
Валерий Соловьёв, политтехнолог: «Выбрали темнокожих избирателей в 16 спорных штатах и показали им высказывания Хиллари Клинтон про темнокожих мужчин. Это было много лет назад сказано ею в спешке. Но на явку это влияло».
И хотя не она одна привела Трампа к победе, технология оказалась действенной. Одни ведущие специалисты активно начинают её использовать, другие предупреждают, что открыт ящик Пандоры.
Подробности — в репортаже «Итогов дня».