В концертном зале Мариинского театра появился современный орган стоимостью миллион евро.
В концертном зале Мариинского театра вскоре будет звучать органная музыка. Специалисты закончили сборку нового инструмента стоимостью один миллион евро.
Перед тем как приобрести орган, провели тендер, который выиграла известная французская фирма.
Одним из первых звучание нового инструмента оценил корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Этот орган еще не был представлен публике и пока проходит настройку. Для того чтобы тембр инструмента был идеален, делается интонировка. Олега Киняева можно назвать одним из родителей нового органа для концертного зала Мариинского театра. В страсбургской мастерской с музыкантом советовались, какое звучание придать каждой трубе, а их три тысячи.
Олег Киняев, органист концертного зала Мариинского театра: «При мне полтора месяца рождалась каждая труба. Меня спрашивали, какой я хочу задать вектор и какую труба должна иметь окраску».
Инструмент по заказу России построила французская фирма «Керн» впервые за 100 лет. Орган отличается от своих собратьев из Восточной Европы. Он имеет редкую барочную интонацию. Регистры звучат так словно играет живой флейтист.
Можно воспроизвести фагот, трубу, клерон и гобой. И есть даже аналог голоса. В новом органе есть и регистр, которого не было ни у одного подобного инструмента в Петербурге — горизонтальная испанская тромпета, обладающая очень агрессивным и ярким звучанием, характерным для испанской барочной музыки. Всего здесь 39 регистров с расширенными возможностями. Есть даже октавное удвоение.
Олег Киняев, органист концертного зала Мариинского театра: «Здесь можно подключать суперкопуляцию. То есть я играю одну ноту, а звучит сразу несколько труб».
Во время настройки инструмента необходимо постоянно поправлять язычковые регистры. Мастер говорит: они пока молодые и очень нестабильные.
На самом деле, эту операцию делают во время звучания. Но показать это невозможно. Неподготовленный оператор, находясь внутри инструмента, может повредить барабанные перепонки.
А специальные швеллеры позволяют регулировать громкость регистров третьей клавиатуры. Мощь звучания всего органа можно будет оценить при полном зале.
В самом лучшем по акустике зале Петербурга орган должен был появиться по определению. Конечно при строительстве концертного зала этот инструмент был заложен в проекте. И, кстати, со временем у большого духового инструмента должен появиться выносной пульт. Его установят прямо нас сцене и на органе смогут играть сразу два исполнителя.
Как инструмент орган в последнее время интенсивно развивается и вбирает в себя все новейшие технические возможности. Сейчас у современного органа есть и компьютерная память, и возможность программирования регистров, что избавило от работы ассистентов.
Таких комбинаций музыкант может заложить около четырех тысяч. И как признался соавтор Мариинского органа, этот инструмент стремится в музыкальное будущее. Он — своеобразный стимул для композиторов, готовых создать принципиально новые органные произведения.