Настоящий прорыв в области выращивания деревьев совершили петербургские ученые. Но промышленники не спешат вкладывать деньги в изобретение.
Настоящий прорыв в области выращивания деревьев совершили петербургские ученые. В результате многолетних опытов и исследований они научились клонировать различные виды растений.
При этом деревья растут быстрее и сохраняют самые лучшие свойства. Однако новое достижение, которое помогло бы сохранить лесной фонд и принесло бы дополнительную прибыль для заготовителей древесины, к сожалению, не востребовано.
В суть исследований вникла корреспондент НТВ Катерина Правдина.
Маленькие игольчатые ростки — первая в России клонированная «Сосна обыкновенная». Заниматься микроклональным размножением этого вида деревьев петербургские ученые начали после удачных опытов с осиной, березой, ивой. Копировать лучшие сорта ели могли еще в
Анатолий Жигунов, зам. директора по научной работе СПб НИИ лесного хозяйства: «Сосна обыкновенная — самая трудная порода в культуре эльвитра. К ней применяется сложная технология микроклонального размножения».
Таинство рождения клонов происходит в стерильных лабораторных условиях. Вот эта, на первый взгляд похожая на кинзу травка, — лучшие формы березы. Осенью, когда не сезон размножения, ученые просто сохраняют культуру.
Дмитрий Шабунин, заведующий лабораторией СПб НИИ лесного хозяйства: «Мы вычленяем из микропобега участок, где в зачатке имеется почка. Мы делаем микрочеренок и сажаем на новую питательную среду. Потом из пазухи будет расти новый побег».
Все хранящиеся в лаборатории экземпляры деревьев обладают совершенными качествами. И каким бы ни был по счету клон, он каждый раз оказывается моложе оригинала. Но на достигнутом мировые генетики не остановились и российские в том числе. Теперь ученые размышляют о трансгенах.
Анатолий Жигунов, зам. директора по научной работе СПб НИИ лесного хозяйства: «Заманчиво получить генную модификацию клонов и по другим свойствам. Как, например, по соотношению лигнина и целлюлозы в древесине. Тогда нам будет гораздо выгоднее получать целлюлозу из этих растений. Можно еще ускорить рост за счет введения генов, которые будут способствовать лучшему усвоению азота».
Генной модификацией можно добиться появления таких растений, выращивание и уход за которыми будут невероятно упрощены. Однако массовое внедрение их в естественную среду чревато тем, что трансгены могут засорить природные популяции и те со временем просто исчезнут.
Поэтому пока только Китай вывел свои исследования за пределы лабораторий и решился на посадки. Петербургские ученые на опытных натурных площадках сегодня наблюдают за произрастанием клонов.
На бывшей санитарной вырубке, которую отдали ученым для посадок, следят, на каком грунте и как развиваются разные виды деревьев. В траве едва можно разглядеть маленькие елочки. Многие из саженцев погибли, а те, кто выжил, продолжают тянуться к солнцу. Осина же наоборот местами превзошла ожидания генетиков.
Дмитрий Шабунин, заведующий лабораторией СПб НИИ лесного хозяйства: «В наиболее благоприятных условиях осина за четыре года превысила три метра».
Внешне клонированная осина, конечно, ничем не отличается от той, которая выросла естественным образом. Больше того, на ранних стадиях развития клонированные саженцы заметно уступают природной поросли. Зато окрепнув и пройдя адаптацию к новым условиям, они значительно ускоряют рост и дают таким образом больше древесины. Но главное и самое важное отличие клона — он устойчив к стволовой гнили.
Все эти исследования могли бы оказаться невероятно интересны заготовителям леса. Выращивая плантации клонированных деревьев, они бы существенно повысили качество и количество своей продукции и практически избавились бы от отходов.
А генномодифицированные вообще могут заменить ЦБК. Однако и в этом случае получению прибыли должно предшествовать вложение средств, которые промышленники не спешат тратить на новые технологии. Ведь Россия так богата лесами.