Сегодня из багдадской тюрьмы досрочно вышел Мунтадар аль-Заиди. Имя этого иракского журналиста помнят не все, но стоит добавить: «тот самый, что швырнул ботинки в Буша», и каждый поймет, о ком речь. Видеокадры исторических бросков обошли все телеканалы и до сих пор бьют рекорды просмотров в Интернете.
А сам Аз-Зеиди за время отсидки превратился в героя для мусульманского и в… медиагероя для всего остального мира. Тема ботинкометания стала хитом развлекательной индустрии — от карикатур до компьютерных игр.
Павел Матвеев изучил явление. Репортаж НТВ.
Выход Аз-Заиди на свободу принес ему не меньше славы, чем собственно броски в Буша. Для Ирака его освобождение, похоже, так же стало событием не менее значимым. Да и весь мир не остался равнодушным, иначе разве стали бы показывать событие в прямом эфире неиракские новостные каналы?
Мир стал свидетелем праздника — с танцами, жертвенными баранами и прочими положенными атрибутами. На пресс-конференции журналисты внимали каждой фразе коллеги, зная, что каждая фраза будет исторической. Но неразборчивой из-за выбитого в тюрьме зуба.
Мунтадар Аз-Заиди, журналист: «В первые дни после ареста меня пытали электрошокерами и сильно били. Теперь я свободен. Но мой дом для меня — все еще тюрьма. Поскольку американские войска остаются на нашей земле».
Будучи журналистом, Аз-Заиди понимал, что имеет право на некоторый пафос. До прошлого декабря о нем никто ничего не знал. Но два шустрых и неточных броска на пресс-конференции в Багдаде за четыре секунды сделали его звездой.
«Это тебе прощальный поцелуй, пес! Подарок от вдов, сирот и тех, кого убили в Ираке», — крикнул тогда Аз-Заиди. Для мусульман если и есть более страшные варианты оскорблений, то немного. Тем более оскорбление было двойным: мало того, что ботинки запустил, так еще и псом назвал. Буш не мусульманин и мог себе позволить отшутиться, но посыл понял правильно.
Джордж Буш: «Это всего лишь способ привлечь внимание. Бывает, на митингах кто-то громко обзывает. Или из проезжающей машины вам показывают не пять пальцев, а всего один».
Аз-Заиди, конечно, было не до шуток — за нападение на иностранного лидера ему грозило 15 лет тюрьмы. Защищать его вызвались более ста иракских адвокатов, притом совершенно бесплатно. Журналисту дали три года, потом скостили до одного, но не дали отсидеть и его, потому что в тюрьме вел себя хорошо.
За это время у иракца нашлась масса последователей. Метание туфель в неугодных стало этакой модной фишкой. Обувь летела в китайского премьера, в председателя банка «Фортис». И подобных роликов в Интернете масса. Бросающие не обязательно мусульмане, просто мысль понравилась.
Это быстро поняли в медиамире и радостно взялись ее развивать. Карикатуры на злобу дня или конкретно на Буша, разного рода сувениры. И, конечно, компьютерные игры — от простеньких до шикарных, с опцией выбора оружия: валенки, туфли на шпильках или армейские ботинки.
В Ираке же поступок Аз-Заиди стал чуть ли не отражением национальной идеи — борьбы с американской оккупацией. В Тикрите местные даже возвели памятник ботинку. Он, правда, долго не простоял — снесли по решению властей.
А вот прижизненному памятнику, какой воздвиг себе в памяти народной ботинкометатель, уготована долгая жизнь. Самому же Аз-Заиди, скорее всего, еще и богатая: Муаммар Каддафи обещал ему высшую награду Ливии, эмир Катара — элитного скакуна, а от богачей, желающих выдать за него дочь, вообще отбоя нет.