Бюрократия становится порой причиной совершенно необъяснимых ситуаций в российском сельском хозяйстве. Фермеры уже несколько лет получают государственные субсидии на развитие производства. Эта схема становится все более популярной. Но при этом уже не в первый раз людей, получивших деньги и вложивших их в дело, чиновники вдруг заставляют вернуть всю сумму обратно, что становится полным крахом для производства.
Правда ли, что причина этого банальные чиновничьи проколы и недосмотры? И почему страдать должны аграрии, на которых делает ставку государство, пыталась понять корреспондент НТВ Екатерина Гусельникова.
Вадим Рошка по местным меркам фермер зажиточный. У него больше ста коров и поголовье только растет. Но однажды эта аграрная идиллия может исчезнуть, а коров придется зарезать. И к таким мерам его подталкивает тверской Минсельхоз. Чиновники требуют вернуть выданный фермеру 2 года назад грант. Якобы он получил его «незаконно»: по правилам претендент на субсидию не должен нигде работать. А Рошка был директором сельхозкомпании.
Правда, сам аграрий утверждает, что специально уволился за месяц до подачи документов. Учредитель не оформил вовремя его бумаги, но тогда реестры никто не проверил. И выдало государство Вадиму Рошке 1 миллион 300 тысяч рублей. Их он сразу пустил в дело, как и обещал в своем
Суммы гранта на все необходимое даже не хватило, пришлось брать кредиты и влезать в долги. Но мысли о собственной молочной ферме помогали преодолевать трудности. И, казалось, не за горами тот день, когда он гордо сообщит о возрождении некогда знаменитого старицкого сыра, но теперь пробная варка сыров, которые пока еще дозревают, может стать и последней.
Внезапный долг семьи Сорокиных государству оказался еще больше. Весной 2016 они получили на развитие фермы 1 млн 700 тысяч рублей. Юрий Сорокин показывает новенький трактор и
И вдруг выяснилось, что всю новую технику, вероятно, придется продать. Юрий и Яна говорят: когда получали субсидию, не скрывали, что они работают фельдшерами на местной станции скорой помощи.
Юрий Сорокин, фермер: «Факт своего трудоустройства я и не скрывал. Предоставил весь пакет документов, привез копию трудовой книжки».
Когда Сорокины услышали об истории Рошки, Юрий сам пошел в министерство и спросил, что делать. Но к министру попасть ему так и не удалось.
При появлении нашей съемочной группы двери во все кабинеты тверского Минсельхоза подозрительно оказываются закрыты. На месте нашли только заместителя министра, который разводит руками, объясняя, что фермерам сочувствуют, но ничем помочь не могут.
Александр Сипягин, замминистра сельского хозяйства Тверской области: «Тут нам может помочь только судебное решение».
Вадим Рошка с Минсельхозом судится вот уже несколько месяцев. До Сорокиных дело пока не дошло. Но это вопрос времени.
Минсельхоз России от комментариев отказался, до решения суда. А вот председатель аграрного комитета Госдумы Владимир Кашин встал на сторону фермеров.
Владимир Кашин, депутат Госудмы РФ: «Деньги истрачены по назначению, фермерское хозяйство развивается. Это главное».
Тем временем, весть визите съемочной бригады НТВ дошла до губернатора Тверской области. И тогда Вадима Рошку пригласили на встречу с тем самым неуловимым министром. Под прицелами видеокамер Минсельхоз торжественно пошел с фермером на мировую. Все бумаги чиновники обещают подписать до 9 февраля — на этот день как раз был назначен суд. Оставят в покое и Сорокиных.
Подробности — в репортаже «Итогов дня».