В Пушкинском музее Москвы идут последние приготовления к одному из самых ярких культурных событий года. Публике покажут испанские «Причуды» выставку «Капричос». Посетители увидят работы сразу двух мастеров Франсиско Гойи и Сальвадора Дали. А именно то, как гравюры первого, высмеивающие пороки общества, сами стали поводом для насмешек со стороны второго.
В 1799 году придворный художник Франсиско Гойя, разбитый загадочной болезнью и глухой, выпускает в продажу свои «капричос» — в переводе с испанского «причуды». Это 81 офорт о продажных женщинах,
Полина Козлова, представитель Пушкинского музея: «Если Гойя относится к своим героям серьезно,
Как школьный хулиган в учебнике, Сальвадор Дали меняет подписи, рисует на полях. Например, зачинщик дуэли умирает на руках у возлюбленной. «Любовь и смерть» — у Гойи. «Рвотный взаимообмен» — у Дали. Или, например, серия офортов о человеческой глупости. Осел учит осленка читать. «Может, ученик умнее учителя?» — риторически вопрошает Гойя. «Да» — отвечает Дали.
Из всех подписей к офортам Гойи Дали не тронул лишь одну — про сон разума. Ведь именно сон стал вдохновением для сюрреалистов, предводителем которых и был Дали.
Подробности — в репортаже.