Непререкаемому авторитету в мире балета Юрию Григоровичу 2 января исполняется 90 лет. Его легендарные постановки давно стали классикой русской школы, а открытые им звезды балета многие годы украшали и продолжают украшать сцены ведущих театров мира.
Его называют гениальным хореографом со скверным характером. О жестких методах Григоровича до сих пор шепчутся и в родной Мариинке, и в Большом, и еще на десятках площадках по всему миру. Где только не рукоплескали его спектаклям, и только актеры знают, чего стоят эти овации — переломанные ноги, судьбы — все ради искусства.
Мария Аллаш, балерина: «Его требовательность всегда оправданна, но Юрий Николаевич очень любит артистов и видит их индивидуальность. Поэтому, знаете, каждая репетиция с Юрием Николаевичем — это огромное счастье».
Он кардинально изменил представление о классическом балете. Однако новаторские идеи Григоровича могли понять не все.
Николай Цискаридзе, артист балета: «Его спектакли составляют уникальную коллекцию действительно революционных балетов для своего времени, во многом опередивших эстетику и сформировавших эстетику дальнейших, ну так скажем, 50 лет».
В начале
Юрий Григорович, хореограф, Народный артист СССР: «У меня
И даже цензура не сломила великого хореографа. Его «Лебединое озеро» дважды правили. Сначала «судьям» не понравился трагичный финал пьесы, а потом и оптимистичная концовка показалась неподходящей. В итоге одно из главных творений мастера стало и вовсе символом политических изменений в стране. Постановку Григоровича крутили по всем телеканалам в дни путча 1991 года.
Он поставил 21 спектакль, 30 лет руководил главным театром страны и, сменив московские подмостки на краснодарские, доказал, что и в провинции ничто не мешает стать хорошим танцором. Казалось бы, чем не финал великой карьеры. Но и тут неутомимый Григорович удивил всех, вернувшись в Большой. Он и по сей день полон энергии и творческих планов. Правда, на вопросы журналистов, о чем в канун юбилея может мечтать великий хореограф, он не думая отвечает: «Отдохнуть, честно говоря…»