Из Министерства образования пришла новость: «У брАчащихся по дОговору по срЕдам файф-о-клоки , йогУрт и горячее кофе». И в этой фразе нет ни одной ошибки по новым правилам.
Из Министерства образования пришла новость: «У брАчащихся по дОговору по срЕдам —
Именно такие нормы русского языка содержатся в словарях и справочниках, которые с сегодняшнего дня официально рекомендованы к употреблению. По словам сторонников идеи, если большинство людей уверены, что кофе среднего рода, то с этим нельзя не считаться.
Корреспондент НТВ Сергей Морозов учился говорить
Книжный магазин в центре Москвы. Раньше здесь продавали один словарь русского языка в месяц, но вот перед 1 сентября здесь смели весь запас. Однако не всех словарей, а набор из четырех, которые министерство образования признало определяющими норму русского языка.
По закону «О русском языке», теперь именно с этими словарями будут сверяться органы власти, суды, средства массовой информации, все россияне. Авторитетнейший справочник Розенталя, словари Ожегова и Ушакова не вошли в эталонный список.
Облик русского языка на сегодня определяют только словари, изданные одним издательством —
Марина Королёва, ведущая программы «Говорим
Министерство образования не стало комментировать для нас, как проводился конкурсный отбор словарей. Одно из московских издательств неофициально сообщило, что о конкурсе узнало слишком поздно, поэтому и не участвовало. И сегодня же
Комплект словарей стоит 3600 рублей. Они немного не стыкуются друг с другом. Например, словарь ударений советует говорить «йогУрт», как в первоначальном турецком варианте, а орфографический настаивает на варианте «йОгурт». Но в остальном словари идут навстречу пожеланиям трудящихся.
Так что теперь вместо положенного раньше «пЕредал» можно по привычке говорить «отдАл» и «передАл», вместо «обеспЕчение», «обнарУжение» запросто можно блеснуть словами «обеспечЕние» и «обнаружЕние». Без боя сдана знакомая по радиопередачам
Раньше человек сверялся со словарем, а теперь словарь сверяется с человеком. По новому словарю, который теперь определяет норму русского языка, можно говорить «дОговор», «договорА», а также допустимо говорить «черноЕ кофе». Потому что так говорят люди.
Люди еще говорят «тубарет», «осУждено», «возбУждено». Можно и это сделать нормой, потому что, чем бороться с безграмотностью, легче бороться с грамотностью — численный перевес обеспечен.
Автор книги «Русский язык на грани нервного срыва» Максим Кронгауз без лишнего драматизма смотрит на то, как меняет язык поколение, читающее не книги, а Интернет.
Максим Кронагуз, директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета: «Лингвист должен быть консервативен, но по мере того, как норма овладевает массами, лингвист должен это признавать. За последнее десятилетие язык изменился очень сильно, и это жизнь».
Законные новые языковые формы, новые словари, безусловно, объединяют общество — никакой дискриминации на почве чтения. Лингвисты скромно признают, что народ — творец языка. И чем меньше он заглядывал в словарь, тем более — творец.