Сегодня в Петербурге показали после реставрации картину, в красках отображающую многоликость российской истории. На одной стороне холста изображен Ленин, на другой Николай II. И это не какая-то современная инсталляция, оба портрета написаны для одной и той же петербургской школы, но только разными авторами один до революции, другой после.
Классический ростовой портрет Ленина, написанный Владиславом Измайловичем, много лет украшал актовый зал ленинградской школы №206. Мимо него с благоговением ходили ученики, в их числе маленький Аркаша Райкин, чуть позже — Серёжа Довлатов.
А в 1978 году произошло страшное: первоклассники расшалились, и один из них пробил головой ноги Ленина. Сначала думали, как отреставрировать портрет, затем уже не думали: началась перестройка. Директор школы отдала оторванный кусок холста своей подруге из Русского музея.
Вскоре стало понятно, что на обороте присутствует другое живописное произведение. На рентгене ахнули: точно на уровне уха Владимира Ильича открылось лицо императора Николая II. О темной стороне Ленина заговорили все. У реставраторов чесались руки. И тут выяснилось, что изображение царя бережно укрыто специальной водорастворимой краской.
Исследования показали, что портрет императора был закрашен на много лет раньше, чем на оборотной стороне того же холста был написан Ленин. И открылась человеческая история. Художник Владислав Измайлович в 1918 году, закрасив, спас портрет Николая II, затем хранил его в мастерской. А когда, наконец, его попросили написать портрет Ленина для той же школы, где до этого висел портрет императора, художник написал его на обратной стороне того же холста. Так вместе с Лениным на свое место вернулся и император, но, как говорится, инкогнито.
Отреставрированный двуликий портрет дал искусствоведам больше материала, чем оба изображения по отдельности. Несмотря на сравнительно небольшую художественную ценность каждой из картин, вместе это уникальная иллюстрация
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Ильи Федосова.