На кладбище Донского монастыря поминали Александра Солженицына, ушедшего из жизни ровно год назад.
На кладбище Донского монастыря сегодня поминали Александра Солженицына. В полдень прошла панихида, а после друзья, близкие и просто читатели Солженицына собрались в фонде «Русское зарубежье» — в первый и последний раз по такому поводу. Вдова писателя попросила, чтобы впредь публичные церемонии проводились в день его рождения, а не в день смерти.
Репортаж корреспондента НТВ Сергея Морозова.
Даты жизни Александра Солженицына, начертанные на его могиле, напоминали о том, что он был почти ровесником революции, которую как страшное бедствие изучал до последних своих дней. Последние части «Красного колеса» выходят сейчас уже посмертно.
Великого борца с системой сегодня помянули многие. Кремль и Белый дом воздали почести писателю, а поэт Евгений Евтушенко — в духе
Евгений Евтушенко, поэт: «Но ломать волною скалы хочется,/ А не просто попадать в струю,/ Мужество сражаться в одиночестве,/ Много выше мужества в строю».
Сейчас могила Солженицына выглядит скромно, как могила Льва Толстого — никаких надгробных камней, деревянный крест, табличка. Те, кто помнят писателя, принесли цветы — речи оставили на потом.
Александра Солженицына поминали сегодня и в Доме русского зарубежья, который с этого года носит имя писателя. Здесь находится архив русской революции, который собирал Солженицын и который продолжает пополняться после его смерти.
Сюда сегодня пришли вдова Солженицына, его сыновья, биограф, собратья по цеху и просто близкие люди. Наталья Солженицына рассматривала фотографии и говорила о вещах писателя, которые без хозяина живут теперь собственной жизнью.
Наталья Солженицына, вдова Александра Солженицына: «Этот портфель — еще учительский. Сохранился, представляете! Я иногда его даю в музеи».
В эти дни выходит в свет диск с записями голоса Солженицына — он читает свои рассказы. Ранее записи не публиковались.
Наталья Солженицына, вдова Александра Солженицына: «Он хорошо очень читает, его уговариваешь, что надо зафиксировать. Он и сделал в 1996 году и потом в
Вряд ли за этот год люди стали
Андрей Битов, писатель: «Такого богатыря больше не будет. Он один сделал за всех то, что должны были сделать все. Он старался сказать все внятно — не очень вняли,
После смерти писателя действует и проект, который он запустил еще 30 лет назад, предвидя, когда это еще казалось невозможным, крах советского строя.
Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына: «Будучи в эмиграции на Западе, он обратился к соотечественникам, живущим там, с просьбой писать и присылать воспоминания. И взял на себя обязательство, что документы будут все сохранены и что после падения большевизма будут помещены в один из городов Центральной России, где вместе с воспоминаниями людей, живших под советской властью, составят единую всероссийскую мемуарную библиотеку».
Сейчас таких мемуаров собрано уже более двух тысяч, и это целый пласт, который еще даже не успели полностью исследовать. Собственно, как и тексты самого Солженицына.