Родные, коллеги и друзья вспоминают Александра Солженицына.
Сегодня исполнился год со дня смерти Александра Солженицына. На кладбище Донского монастыря, у его могилы прошла панихида, на которой присутствовали родные, коллеги и друзья писателя. Солженицына не признавали на родине долгие годы, однако в новейшей истории России он стал играть заметную роль не только в литературе.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный говорил сегодня с теми, кто пришел на поминальную церемонию.
Панихиду служил священник Николай Чернышёв. Он же год назад принимал последнее причастие, а затем и отпевал великого писателя. У могилы, на которой нет памятника, простой деревянный крест и портрет Солженицына, самые близкие — вдова, сыновья, друзья.
Пришли многие известные писатели, искусствоведы и даже политики. Все выглядит торжественно, но в то же время скромно. Вокруг — несколько сотен почитателей таланта Александра Исаевича. Вдова Солженицына Наталья Дмитриевна говорит: дань памяти ему отдают гораздо больше людей, и не только в этот день.
Наталья Солженицына, вдова Александра Солженицына: «Только два дня назад вышли две книги, которыми заканчивается публикация „Красного колеса“. Мы выпустили мы диск, где он сам читает свои произведения. Это именно то, чем он хотел, чтобы его помнили, — его произведениями».
Пришедшие на панихиду писатели отмечают: большое видится на расстоянии. Вроде бы со дня смерти Солженицына минул всего год, но тяжесть утраты еще предстоит осознать. По мнению Юрия Кублановского, это был вообще последний великий русский писатель.
Юрий Кублановский, поэт: «Как будто из нашей культуры вынули стержень, понимаете? Не только из литературы русской, но и из культуры. Ведь он был не просто писатель. Конечно, он был и социолог, он был и мыслитель, он был и публицист. И ему нет замены. Просто нет почвы, на которой всходили такие люди».
А поэту Евгению Евтушенко Солженицын запомнился не только тем, как писал романы, но и тем, как подписывал письма в защиту инакомыслящих. Стихи, посвященные Солженицыну, напоминание не только о писателе, но и о великом правозащитнике.
Евгений Евтушенко, поэт: «Держит оборону, не отчаявшись,/ Хоть у горла комом этот мир./ Солженицын Александр Исаевич,/ Батареи бывший командир./ Но ломать волною скалы хочется,/ А не просто попадать в струю,/ Мужество сражаться в одиночестве,/ Много выше мужества в строю».
Кладбище Донского монастыря, где Александр Солженицын завещал похоронить себя, стало в этот понедельник первым, но далеко не последним центром памяти великого писателя. Все присутствующие на панихиде сразу после ее окончания отправились на Таганку, где в здании Фонда русского зарубежья прошел поминальный обед.
Там тоже были, скорее, не речи даже, а простые слова — воспоминания о Солженицыне, писателе, правозащитнике и, наконец, просто о человеке, который хотел, чтобы все мы научились жить не по лжи.