Одну из достопримечательностей Казани, так называемый Вселенский храм, могут снести. После смерти архитектора его родной брат не смог поделить права на уникальное сооружение с прорабом. Спасти постройку можно, только признав ее памятником архитектуры.
Посмотреть на необычный комплекс, объединяющий в себе сразу 16 религий, ежедневно приезжают сотни человек. Но посетить архитектурное сооружение может далеко не каждый. Бывший прораб Мансур Калимуллин после смерти основателя проекта объявил себя хозяином территории и теперь не пускает на порог даже родного брата скульптора.
Мансур Калимуллин, распорядитель Вселенского храма: «Он не брат, я его называю родной враг, он хочет все продать и здесь
Строительство Храма Ильдар Ханов начал в 1994 году. Службы и обряды здесь никогда не проводились, объект задумывался как символ религий, культур и цивилизаций. Теперь Мансур Калимулин проводит здесь экскурсии, торгует сувенирами, устраивает концерты. Тем временем брат покойного скульптора Ильгиз Ханов не теряет надежды вернуть семейную реликвию.
Ильгиз Ханов, брат архитектора храма Ильдара Ханова: «Это рейдерский захват, никаких прав он не имеет, но никого не пускает, ни меня, ни сестру, ни племянницу, это такой рейдерский захват — 100%».
Как выяснилось, формально наследовать нечего. Художник в творческом порыве не оформил разрешения на строительство. Так что родственникам архитектора рассчитывать не на что.
Виктор Шабанов, юрист: «Безусловно, это интересное сооружение, оно красивое и стало уже достопримечательностью Казани. Но это только с чисто человеческой точки зрения. С точки зрения юридической это не более чем неузаконенная постройка. Так что здесь придется разбираться не только между наследниками, но и с государственными органами».
Чтобы спасти Вселенский храм и взять его под охрану как туристический объект, Министерство культуры Татарстана назначило комплексную экспертизу, в ходе которой специалисты пришли к выводу, что строение необходимо сохранить.
Ильгиз Ханов уже выразил согласие передать комплекс на баланс государства и развивать его дальше. А вот бывший прораб Мансур Калимуллин предъявил свои условия. Он готов пустить сюда
Сейчас все стороны этого архитектурного конфликта ждут постановления Министерства культуры, которое должно решить, какой статус присвоить сооружению. Если все же Вселенский храм признают памятником регионального значения, то за сохранностью центра духовного единения будет следить государство.