В Эрмитаже представили уникальное повторение знаменитой картины Босха «Сад земных наслаждений».
Сегодня Эрмитаж представил широкой публике уникальную копию знаменитого «Сада земных наслаждений» Босха. Это повтор, но настолько талантливый, что работа оказалась достойна главного музея Петербурга. Это творение хранилось в запасниках с 1922 года. За это время музей провел огромную научную работу, благодаря которой открылись многие тайны некогда темного полотна.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Представлены результаты научных исследований, почти археологических исканий. Мы возвращаем зрителю не просто замечательную картину, но и прекрасную для размышлений».
Специалисты в течение полутора лет с помощью спектрометров, анализаторов разбирали картину на слои и состав. Дендрохронологический анализ доски, на которой был написан триптих указал на XVI век, Нидерланды.
Подлинник знаменитого голландца Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», как известно, хранится в Мадриде, в музее Прадо. А этот вариант сада, рассказывающий о грехе сладострастия, где десятки людей предаются явствам и любовным утехам, — копия, но
На возраст указали и использованные автором свинцовые белила. По старому голландскому способу их готовили в больших горшках, туда к металлическим пластинам добавляли уксус и лошадиный навоз. В результате химической реакции получались отличные, как тогда считали, белила. Их состав современная техника распознала.
Картина вообще оказалась многослойным пирогом. И что удивительно, некогда обнаженные тела спустя десятилетия
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «По специальному решению реставрационного совета заключили: драпировку мы убираем, чтобы вернуться к тому, что было».
После того как лишнее убрали, обнажили не только тела, но и стиль копииста. Он, как оказалась, внес много своего и был искусным мастером. Найти десять отличий в сюжетах оригинала и копии нетрудно.
Специалисты говорят: копию Босха неизвестный голландский автор писал не ради выгоды, а ради искусства. Спустя почти пять веков его работа ценится почти как творения признанного мастера.
А учитывая, что в научном отделе Эрмитажа исследуют каждый год сотни полотен, новых подобных открытий ждать, очевидно, недолго.