Дому на Садовой улице возвращают исторический вид. Благодаря энтузиазму реставраторов, часть декора восстановлена.
Историческому дому с совами на Садовой улице возвращают былой вид. Его построили в начале ХХ века. Для Петербурга это был архитектурный прорыв. Здание вызвало неоднозначную реакцию и даже резкую критику. Была непривычна не только архитектурная форма, но и декор. Здание украсили нетипичными для Петербурга элементами.
Сегодня это бы назвали эклектикой. Сам дом находится в хорошем состоянии, но главные элементы украшения — большие скульптуры — были утрачены. Благодаря энтузиазму реставраторов, часть декора восстановлена.
Новый старый вид оценила корреспондент НТВ Дарья Криволапова.
Дом на Садовой улице строили несколько лет. Для Александра Лишневского это был первый проект в Петербурге. Имя архитектора сейчас мало известно, а в свое время он был, что называется, птицей высокого полета.
Власти Северной столицы решили, что все городские учреждения должны находиться в одном здании. Но растерялись, когда Лишневский предложил построить дом в неоготическом стиле, добавив английскую и
Павел Игнатьев,
Эти совы первыми в Петербурге были выполнены в такой манере. Стилизованные и в то же время очень похожи на настоящих. Когда птицы покинули крышу дома, никто не знает. Документы не сохранились.
Скульптор Павел ни один год изучал историю этих каменных изваяний. Даже защитил диссертацию в Академии художеств. Можно сказать, если бы не его знания, то совы на место не вернулись бы.
Чтобы восстановить сов на этом доме, реставраторам пришлось сделать практически невозможное. Дело в том, что в архиве сохранилась лишь одна фотография размером 10 на 15 с изображением этого здания. Птицы на снимке едва различимы. Фрагмент пришлось увеличить в несколько десятков раз, чтобы понять, какими были эти совы.
Но и этого оказалось недостаточно. Слишком расплывчатым было изображение. К восстановлению подошли с научной точки зрения. Измерили расстояние между водосточными трубами и окна на фасаде. Только так удалось вычислить размеры скульптур. Затем стали сравнивать этих сов с английскими и
Павел Игнатьев,
Подлинные совы хотя и исчезли, но оставили после себя заметный след. Когда осмотрели место, выяснилось, что основание, на котором держались птицы, дало трещину. Скульптуры были слишком тяжелые. Всю конструкцию пришлось укреплять. Сейчас, если смотреть на дом снизу, можно увидеть металлические балки.
Сергей Обухов, реставратор: «Тогда они приняли решение, что сову можно устанавливать. До этого проект мог и не выполниться, потому что раньше сову, которая бы весила 300 килограммов, никто бы не смог туда установить. И установка изваяний имела бы серьезные последствия для конструкции самого знания».
В мастерской над совами корпели сутками. Чтобы сделать птиц легкими — не больше 80 килограммов — пришлось разработать специальную технологию. Внутри скульптуры полые, но укреплены металлической сеткой. А сами совы выполнены из надежного камнезаменителя, который, по словам специалистов, может простоять лет 100. Если птицы опять не исчезнут.