Главный скандал недели это речь Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей и последовавшие за ней споры о цензуре в искусстве и отношениях власти, художника и толпы.
Худрук «Сатирикона» обрушился с критикой на так называемых «борцов за нравственность», которые добиваются закрытия неугодных им выставок и спектаклей, действуя по принципу «не читал, но осуждаю».
Вопросы, которые задавал Райкин, действительно очень важные: вправе ли общество вмешиваться в искусство и определять, какое произведение допустимо, и как защитить культуру от диктата толпы?
Корреспонденты НТВ решили выяснить, что думают об этом сами деятели искусства. Но оказалось, что большинство из тех, кто в Интернете пламенно высказывался против любой цензуры в искусстве, отказались выступить в эфире — у всех неожиданно обнаружились
Получается, что главные защитники свободы слова и творчества,
Карен Шахназаров, режиссер: «Смысл цивилизаций заключается в ограничениях. Это система запретов. Я хочу ходить голым, а мне не дают. Правильно? Ты просто понимаешь, что есть вещи, которые ты не можешь сделать. И в любом обществе есть вещи, о которых не принято говорить вслух».
Павел Лунгин, режиссер «У нас теперь есть цензура снизу, когда так называемые инициативные группы объясняют нам, что надо, а что не надо. К сожалению, эти инициативные группы состоят из людей яростных, может быть, искренних, но, может быть, и не очень. Но очень малокультурных».
Но о какой цензуре все же говорил Райкин? Пресловутая советская приемка спектаклей давно канула в лету. Каждый ставит на своих подмостках то, что считает нужным, а зритель голосует рублем. Подробности — в программе «Акценты недели».