В Берлине завершился саммит «нормандской четверки». В таком формате лидеры России, Германии, Франции и Украины не собирались около года. Вопросов накопилось много, и переговоры получились жесткими и трудными.
Встреча в нормандском формате в ведомстве федерального канцлера продолжалась пять часов. В украинских и западных СМИ перед встречей звучали прогнозы, что нормандский формат отживает свое, что, возможно, Берлин станет последним аккордом, мол, все равно ощутимых результатов нет.
Владимир Путин сообщил об общем настрое на дальнейшую совместную работу в прежнем составе, на прежней основе. А хозяйка званого ужина в Берлине Ангела Меркель на совместной с Франсуа Олландом
Договоренность о выработке предметной дорожной карты Меркель назвала успехом нынешней встречи.
Французский президент Франсуа Олланд сообщил, что главной задачей этой «дорожной карты», которую предстоит разработать главам МИД, будет подготовка выборов в Донбассе. Судя по всему, Франция намерена и дальше давить в этом вопросе на Порошенко, который вновь изложил свою противоречащую минским соглашениям позицию: «о выборах сейчас речь не идет, только после разработки „дорожной карты“ мы сможем обсуждать выборы».
Встреча четверки показала, что Москва до известного предела готова к определенным компромиссам, чтобы сдвинуть с места забуксовавший процесс реализации минских договоренностей.
Владимир Путин, президент РФ: «Мы много внимания уделили вопросам безопасности и договорились по целому ряду позиций. О том, что должно быть сделано в ближайшее время в смысле дальнейшего решения вопросов, связанных с разведением конфликтующих сторон. Договорились, что мы продолжим выбор тех точек и тех мест на территории, где можно будет продолжить эту работу. В двух местах этот отвод уже состоялся. Подтвердили, что мы готовы расширить миссию ОБСЕ в зоне отвода и в пунктах хранения тяжелой техники. Мы подтвердили, что продолжим работу совместную на политическом треке. В том числе в плане окончательных договоренностей по порядку имплементации и введении в действие договора об особом статусе Луганской и Донецкой областей».
Украинский президент сообщил прессе, что стороны договорились о вводе вооруженной миссии ОБСЕ в Донбасс, которая должна обеспечить подготовку к проведению там местных выборов. Меркель затем пояснила, о чем идет речь.
Ангела Меркель, канцлер ФРГ: «Когда будет подготовлен закон о выборах, когда будет выработан рабочий процесс, то тогда можно будет говорить о миссии ОБСЕ, которая может быть вооруженной. Но сегодня это не имело абсолютной срочности. Сначала нужен закон о выборах. Между тем, было достигнуто согласие — сегодня это подробно обсуждалось — на свободное передвижение наблюдателей ОБСЕ до границы. В ряде случае это возможно сейчас, и российский президент на это указал, в ряде — нет».
Дискуссия по Сирии оказалась, по мнению западных участников, жесткой. Владимир Путин изложил российскую позицию в этом вопросе. Они призывают Путина прекратить бомбардировки с воздуха вообще.
Франсуа Олланд, президент Франции: «После переговоров в Берлине у нас создалось впечатление, что возможно продление перемирия в Алеппо. Однако в первую очередь подтвердить это надлежит России и сирийским властям. Также всем, кто действительно хочет продления перемирия, необходимо гарантировать такое продление».
Ангела Меркель: «Да, с терроризмом нужно бороться, но не ценой 300 тысяч жителей, которые погибают или вынуждены бежать. Россия несет часть ответственности за гуманитарную обстановку в Сирии».
Канцлер и французский президент в связи с ситуацией в Сирии не исключили рассмотрения вопроса о введении ряда новых санкций против России на саммите Евросоюза, стартующем 20 октября.
В целом разговор в Берлине получился сложными и наверняка потребуется в дальнейшем упорная работа и поиск компромиссов, чтобы добиться настоящего прорыва. На этот раз, по словам организатора берлинского ужина Ангелы Меркель, чуда не произошло. Однако и провалом встреча, по общему мнению, не стала. Главное, что диалог не прерывается.
Подробности — в репортаже обозревателя НТВ Владимира Кондратьева.