Сегодня в Лондоне патриарх Кирилл освятит надгробие на месте захоронения митрополита Антония, который внес существенный вклад в становление русской общины в Великобритании в середине прошлого века. Визит предстоятеля приурочен к 300-летию присутствия Русской православной церкви на Британских островах. Накануне патриарх вступил в ряды Королевского географического общества.
Русскому православию в Британии 300 лет, а вот колокольный звон, неотъемлемая часть православного богослужения, прозвучал здесь впервые гораздо позже. Сначала колоколов не было, как, собственно, и колокольни. Русская православная церковь в Англии изначально была чисто духовным сооружением, из имущества по описи 1739 года только всего и было, что двухъярусный иконостас в 9 икон, две малые иконы и четыре складня. Триста лет назад некогда и некому было бы принять в Лондоне патриарха.
В старой часовне, служившей лондонским православным более 100 лет, патриарх Кирилл провел литургию самым узким кругом. Эта молитва была не столько для нынешних верующих (все они все равно бы не поместились), сколько для их предков, начиная от инженеров и корабелов, попавших в Англию при Петре I, заканчивая белыми эмигрантами, приехавшими после Николая II.
Как передает корреспондент Лиза Герсон, несмотря на ревнивое требование английского епископа не допускать до службы в русской церкви англичан, британцы принимали православие. Вскоре после русской революции в Англии произошел новый церковный раскол: часть священнослужителей присягнула Московскому патриархату, часть, среди которых были и британцы, сформировала Русскую православную церковь за рубежом, не подчиняющуюся Москве. Они построили в Лондоне свой храм, который хоть и не отличался внешне, разъединял православную общину. Мечта Петра I создать настоящий единый русский храм в Лондоне сбылась не с той скоростью, к которой он привык. На родине он при жизни выстроил новую столицу. За границей понадобилось больше 200 лет, только чтобы купить здание для собора, и 300 лет, чтобы всем объединиться и придать ему тот блеск и звон, который привычен православию в России.