Катастрофа над Чёрным морем произошла ровно 15 лет назад: 4 октября 2001 года украинские военные сбили российский самолет Ту-154 .
Виновные в трагедии до сих пор так и не были наказаны. Как украинским властям удалось замять дело? Почему авиакомпания «Сибирь» так и не получила выплат за сбитый самолет, и что говорят родственники погибших и авиационные эксперты о трагедии, выяснял корреспондент НТВ Алексей Квашенкин.
Со времени катастрофы прошло 15 лет. Но те, кто пришли к памятнику погибшим, не могут сдержать чувств, будто весть о гибели их родных пришла только вчера.
Ольга Лебушинская, вдова: «У нас дети маленькие остались. Сыну 18 лет сейчас, а было 3 года. Дочери было 11, сейчас 28. Как забыть? Нет, это не забудется никогда».
4 октября 2001 года. По мысу Опук ползет военная техника. Совместные с черноморским флотом учения украинской ПВО шли с размахом: наблюдатели из семи стран, журналисты. В сторону моря запущены 23 ракеты. Белые шлейфы начинают тянуться вниз, ракеты падают в море.
Стрельбы прерваны. В 250 километрах от полигона, с радаров исчезает пассажирский самолет, возвращающийся в Новосибирск из Израиля.
Материалы расследования холодно фиксируют ужас катастрофы. В 9 часов 45 минут пришел звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. Самолет не разрушился во время взрыва, произошла разгерметизация и воспламенение топлива. Экипаж еще 45 секунд пытался спасти объятый пламенем лайнер…
С учениями взрыв связали сразу, но были и аргументы против. Заявляли, например, что
Виктора Мураховский, член экспертного совета Коллегии ВПК РФ: «Основная причина — это безалаберность и полное нарушение условий пусков зенитных ракет ПВО. То есть, вообще не было предусмотрено создания нелетного пространства, закрытого для гражданской авиации. На дальность даже теоретическую полета зенитной ракеты».
Когда в море стали находить обломки лайнера, обнаружили нечто примечательное: поражающие элементы ракеты комплекса
Вину признал позже президент Украины Кучма, но с такой формулировкой, которая вызвала негодование израильского премьера Ариэля Шарона.
Леонид Кучма, бывший президент Украины: «Мы не первые и не последние. Не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба».
Признал вину и отставленный министр обороны Кузьмук. Но затем украинская экспертиза приходит к заключению, прямо противоречащему выводам Межгосударственной авиационной комиссии.
Коллеги пилотов и родные погибших пришли на кладбище не только почтить память. Спустя 15 лет они снова просят вернуть материалы расследования в Россию, доказать правду, в которой они ни на секунду не сомневаются.
Подробности — в репортаже «Итогов дня».