Под уголовное дело попал один из фермеров Свердловской области. Этот процесс одни называют частным случаем, а другие опасным прецедентом.
Суть претензий чиновников такова: торгуете своей продукцией на рынке, значит, платите налоги. А если не платите, будьте готовы к визиту ОБЭП. Кому нужно было начинать эту кампанию именно сейчас, когда президент и правительство требуют защитить самозанятых крестьян? В сути конфликта разбирался корреспондент НТВ Михаил Плахотник.
Иван с детства работал на земле. Его семье всегда помогало подсобное хозяйство. Потом оно стало основным источником дохода. Сейчас он официальный предприниматель, расширился, вышел из тени.
Иван Черемных, фермер: «Ждем сейчас, что суд скажет. Если я буду виноват, точно все придется продавать. Скотину под нож».
Суды тянутся третий год. Спросить с фермера пытаются за то время, когда предпринимателем он еще не числился. Сначала вопросы к хозяйству появились у налоговой: пришли и объявили, что он должен государству 1,5 полтора миллиона. Сумма неподъемная. Счета арестовали, поголовье сократилось больше чем в два раза. А потом и вовсе ОБЭП пожаловал, обвинив Ивана в незаконном предпринимательстве.
Тогда он и его отец, с которым они вели хозяйство, еще не знали, что беды только начинаются.
Иван Черемных: «Папа не выдержал всех этих судебных тяжб. Сердце не выдержало».
Не понимает Иван одного: чем он провинился. Взял кредит, положенный по закону всем личным подсобным хозяйствам, потратил его на покупку скотины и расширение хозяйства. А теперь его за это и судят.
Вся коллизия в том, что, с одной стороны, закон обязывает платить налог на прибыль. С другой, личное хозяйство освобождается от сборов. Но разница между «личным подсобным хозяйством» и коммерческим предприятием в законе прописана нечетко, объясняет глава ассоциации крестьянских хозяйств и депутат Госдумы Владимир Плотников.
Владимир Плотников, депутат Госдумы РФ: «Нет жестких определений по поголовью, по площади. Есть такие регионы, где 50 гектаров — это личное подсобное хозяйство».
Между тем, продолжает депутат, такие частники, как Иван, производят до половины продовольствия в стране. Выходит, кроме Ивана в группе риска еще несколько миллионов человек.
Подробности — в репортаже «Итогов дня».