В минувшую среду международная следственная группа во главе с Нидерландами обнародовала предварительные результаты расследования катастрофы малайзийского «Боинга», разбившегося на востоке Украины в июле 2014-го .
Как следует из доклада, самолет был сбит из
Однако как только в Москве обратили внимание на очевидные пробелы и нестыковки в выводах голландских экспертов, МИД Нидерландов вызвал российского посла. Ему заявили, что недопустимо «очернять расследование и сеять сомнения». То есть вообще
Презентация международной следственной группы была выполнена в
Глава совместной следственной группы Фред Вестербеке заявил, что американцы предоставили доступ к своим данным. Это касается и раскрытия государственных тайн. На уточняющий вопрос о том, видел ли Вестербеке спутниковые снимки, он заявил: «Я ничего не говорил о том, что видел. Нам позволили ознакомиться с материалами, доступ к которым был открыт».
Еще одно «доказательство» — телефонные переговоры на русском языке. Аудиозаписи не содержат ни имен, ни фамилий. Эти записи (как утверждают эксперты, с признаками склейки) предоставила СБУ еще год назад. Украина, кстати, вместе с Нидерландами, Бельгией, Австралией и Малайзией входит в состав международной комиссии. Это вызвало вопросы даже по ту сторону Атлантики.
Джо Куинн, политолог, писатель, автор документальных расследований: «Украина, очевидно, подозреваемый в этом деле. Получается, что подозреваемый сам занимается расследованием. Это просто смешно».
Иногда эксперты показывали фото и видео с одиозного сайта Bellingcat. Его основатель Элиот Хиггинс знаменит тем, что может, не вставая с кресла, определить по снимку любого качества тип и принадлежность оружия России. Подобные свидетельства юристы не считают убедительными уликами.
Александр Домрин, профессор Виргинского университета, доктор юридических наук: «Это не более чем юридический термин, косвенные улики, когда принимают во внимание
Комиссия делает вывод: кто сбил малайзийский «Боинг» — неизвестно, но точно — из «Бука», который завезли в Донбасс из России и отправили обратно. Кроме СБУ и соцсетей, прийти к такому заключению помог анализ обломков самолета, которые до сих пор находят на месте трагедии.
Александр Тазехулахов, заместитель начальника войсковой ПВО ВС (2005 — 2009): «Как можно верить или как оценить степень достоверности результатов расследования, если погибших начали собирать только на третьи сутки? А обломки самолета — через четыре месяца! Что сделало бы здравое правительство любой страны? Моментально бы объявило режим перемирия, оцепило бы эту территорию и обеспечило полный доступ экспертам для того, чтобы они выясняли истинную причину».
Еще правительство любой страны закрыло бы воздушное пространство над территорией, где ведутся боевые действия. Но поведение украинских властей, говорят авторы доклада, не являлось предметом расследования. По той же причине у Киева не спрашивали, где же радиолокационные данные о воздушной обстановке. Хотя рейс MH17 вели украинские диспетчеры.
Подробности — в видеоматериале.