В Министерстве иностранных дел России вспоминали многолетнего главу советского МИДа Андрея Громыко.
В Министерстве иностранных дел России вспоминали многолетнего главу советского МИДа Андрея Громыко. Он даже получил у западных дипломатов прозвище Мистер Ноу за свою неуступчивость на переговорах.
Сегодняшнее собрание прошло накануне
До последнего отстаивал интересы Советского Союза в холодной войне, а потом с такой же убежденностью поддержал выдвижение Горбачёва.
Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев предался воспоминаниям.
В высотке на Смоленской площади Андрей Громыко проработал 28 лет, а именно с 1957 по 1985 год, установив тем самым абсолютный рекорд пребывания на посту министра иностранных дел.
А всего дипломатической службе он отдал полвека, придя на нее в годы сталинских чисток, с сельскохозяйственным образованием и сделав
С того момента, как он сменил Шипилова, про которого шутили, что он человек с самой длинной фамилий, многие помнят фразу « и примкнувший к ним Шипилов», Громыко надолго стал символом советской внешней политики, снискав прозвище Мистер Ноу. То есть Господин Нет за свою неуступчивость и твердость.
Сегодня коллеги в МИДе на торжественном собрании вспоминали выдающегося дипломата, работающего при 6 генсеках, которого на Западе называли самым информированным министром иностранных дел в мире, которого уважали за профессионализм.
Андрей Громыко, в 1957 — 1985 гг. — министр иностранных дел СССР, в 1985- 1988 гг. — председатель президиума Верховного совета (запись от 1988 года): «Мою просьбу об уходе по соображениям возраста на отдых Пленум центрального комитета партии поддержал. Что хотелось бы сказать еще, собственно говоря, моя работа хорошо известна».
Громыко всю жизнь исповедовал принцип: лучше что раз не сказать то, что нужно, чем сказать один раз то, что не нужно. Но он был единственным престарелым в советском Политбюро, кто мог говорить не по бумажке.
Андрей Громыко в свое время сидевшим рядом со Сталиным на Ялтинской и Потсдамской конференциях, пришлось вынести довольно унизительную сцену в ООН, когда Хрущёв вдруг неожиданно снял ботинок и начал стучать им по столу в знак протеста против выступления британского министра иностранных дел. Громыко сначала подумал, что Хрущёву плохо. Но потом против своей воли он тоже начал стучать кулаками, делая вид, что поддерживает лидера страны.
Хрущёва, заявлявшего американцам прямо: вы вас похороним, Громыко явно недолюбливал. Из политиков он, прежде всего, ценил Молотова и Андропова.
В Горбачёве, которого сам выдвинул на Политбюро в генсеки, Громыко потом разочаровался. Главной заслугой своей жизни он считал подписанный им Устав ООН, сделавший страну великой державой. И на тот момент нерушимые европейские границы.
Анатолий Громыко, сын Андрея Громыко,
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Конечно, Андрей Андреевич был человеком своего времени, а у того времени были достаточно жесткие идеологические постулаты, была логика противостояния. Она была нередко в духе игр с нулевым результатом, со всеми их просчетами и предрассудками, но чем больше эта эпоха становится историей, тем отчетливее видна политическая философия Андрея Андреевича. Ее суть в том, чтобы твердо отстаивать интересы своей страны, заботясь одновременно о поддержании глобальной стабильности».
Когда в 1985 году Громыко покидал пост министра иностранных дел и стал председателем Верховного совета СССР, никакой церемонии прощания в мире не было. Сотрудники просто смотрели из окон, как от здания в последний раз отъехал правительственный лимузин.
Тогда закончилась целая эпоха. Громыко не увидел конца Советского Союза и тем самым краха дела всей своей жизни. Его имя навсегда останется связанным с тем периодом, когда страна при всех ее проблемах была второй по экономической мощи в мире, а по военной мощи никому не уступала.