Из Москвы в Париж отправилась масштабная коллекция русского искусства второй половины XX века работы советских нонконформистов, которые во времена СССР никогда бы не появились в музейных залах. Почти четыре сотни картин хранились в частных коллекциях, и теперь их владельцы согласились передать свои собрания в дар парижскому центру Помпиду.
Центр Помпиду — нелепый монстр, который своим индустриальным обликом взорвал исторический облик Парижа ровно 40 лет назад. Русский авангард всегда здесь был почитаем, но ограничивался искусством начала XX века — Малевич, Кандинский, Ларионов, Гончарова. Но более современное искусство, несмотря на постоянный, подогревавшийся главным образом политическими скандалами интерес на Западе, оставалось до сих пор практически вне международного музейного процесса.
От ранних работ нонконформистов до звезд московского концептуализма и соцарта — Кабакова, Булатова или Комара с Меламидом. Здесь же работы поколения художников, появившихся уже в перестроечные годы, входящих в группы «Мухоморы», «Чемпионы мира» или «Перцы». 65 имен, 250 полотен, которые теперь благодаря дарам коллекционеров или деньгам меценатов, пройдя две художественные комиссии, переданы в дар центру Помпиду, став национальным достоянием Франции.
Некогда гонимое и подпольное искусство теперь давно признано. И в Третьяковской галерее, и в Русском музее есть отделы новейших течений, в государственном Эрмитаже есть отдел современного искусства. Почему бы не передать это чудо в Россию? Проблема в том, что российского искусства нет ни на одной крупной ярмарке в мире. Его порой вообще никто не знает или не хочет знать.
Подробнее о современном российском искусстве — в сюжете обозревателя НТВ Вадима Глускера.