В Донбассе состоялся обмен пленными по формуле «два на четыре». Украинские силовики освободили четырех пленников трех мужчин и женщину. В ответ ополченцы передали Киеву двух мужчин.
Поселок Счастье, нейтральная полоса. Первым к месту обмена на машине скорой помощи привозят Владимира Жемчугова — украинского диверсанта. На территории ЛНР он взрывал железнодорожные пути и линии электропередачи. Но во время очередной закладки фугаса, сам подорвался на растяжке. Жизнь ему спасли луганские врачи.
То, что в результате устроенных им взрывов могли пострадать мирные люди, его не беспокоило. Хотя он искренне убеждён, что тем самым спасал их от оккупации.
Еще один пленный — Юрий Супрун, полковник Службы безопасности Украины, в прошлом командир киевского подразделения «Альфы», воевавшего в Донбассе. Долгое время он работал в зоне боевых действий под видом сотрудника миссии ООН.
Переговоры об обмене шли тяжело и долго. Но в итоге вместо обещанных ополченцев украинская сторона передала по сути политзаключенных. Всех четверых задержали по обвинению в сепаратизме и пособничестве террористам. По признанию освобожденных, пытки к ним не применяли. Но после почти года пребывания в застенках СБУ им требуется лечение.
По самым приблизительным подсчётам в украинском плену до сих пор находится более 900 ополченцев. Но выполнять пункт минских соглашений об амнистии и обмене пленных по «всех на всех» киевские власти не торопятся.
Ольга Кобцева, руководитель рабочей группы по обмену военнопленными: «Мы готовы вести диалог, договариваться и освобождать людей. Но вопрос упирается в украинскую сторону».
Более того, на Украине до сих пор отрицают существование тайных тюрем, куда людей бросают без суда и следствия. О них стало известно благодаря расследованию международных правозащитных организаций. Видимо, пытаясь спасти репутацию, спецслужбы Незалежной постепенно начали выпускать незаконно удерживаемых узников.
Последний раз обмен пленными в Донбассе проводился больше полугода назад. Во время обострения конфликта противоборствующие стороны по сути заморозили процесс. Сейчас, с установлением перемирия, он возобновился. Пусть со скрипом и небольшим партиями. Главное — дело сдвинулось с мертвой точки, и у сотен ополченцев, все еще находящихся в тюрьмах СБУ появилась надежда вернуться домой.
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Евгения Голованова.