Пожар на месторождении Урта-Булак
1 декабря 1963-го. В Узбекистане разрабатывают новое газовое месторождение УртА-БулАк. Специалисты бурят скважину глубиной в полтора километра и случайно попадают в зону аномально высокого давления. Из-под земли вырывается неуправляемый газовый фонтан высотой с 40-этажный дом. Специалисты тогда были уверены — огонь поможет нейтрализовать вредные вещества, а пламя сумеют быстро потушить. Но вышло не так. Факел бушевал еще три года. После этого мысль поджигать неуправляемые газовые фонтаны уже никому не приходила в голову.
Прорыв дамбы Баньяцо
В августе 1975-го в китайской провинции Хэнань пришел тайфун с сильнейшими штормами и ливнями. Поначалу это не вызывало опасений. Дамба была рассчитана на наводнение, которое случается раз в тысячу лет. Но строители просчитались: из экономии вместо 12 водоспусков сделали лишь пять. А сила стихии оказалась в 3,5 раза сильнее, чем предполагали. Трагедия заставила гидростроителей во всем мире пересмотреть требования к безопасности дамб.
Авиакатастрофа на Тенерифе
27 марта 1977 года два «Боинга-747», полных пассажиров — американский и голландский, столкнулись на взлетно-посадочной полосе из-за ошибки диспетчера, плохо владевшего английским языком. До сих пор эта катастрофа считается крупнейшая по числу в истории гражданской авиации. После трагедии были введены новые международные правила для диспетчеров и пилотов по качеству владения английским языком, из их лексикона исчезло безликое «Ок», а разрешение самолету оторваться от земли стали обозначать только выражением take-off, то есть «взлет»
Взрыв на платформе «Пайпер Альфа»
В 1988 году в Северном море взорвалась буровая платформа «Пайпер Альфа». Погибли 167 человек. После катастрофы морские платформы кардинально поменялись. Жилые и производственные блоки больше не размещают рядом, а перед началом работы все обязаны пройти обучающий курс по нормам безопасности.
Крушение поездов на Урале
В ночь с 3 на 4 июня 1989 года в под Челябинском произошел взрыв газа, когда там проезжали сразу два поезда «Адлер — Новосибирск» и «Новосибирск — Адлер».
575 человек погибли, еще 623 получили серьезные травмы и стали инвалидами. Роковым оказалось то, что оба поезда выбились из графика и сошлись, спровоцировав детонацию газа, именно в этом месте. После катастрофы на железной дороге стали обозначать места сближения с газо- и нефтепроводами. И если машинист жалуется на запах углеводородов, то диспетчер может остановить движение.
Подробности — в программе «Чудо техники».