У незрячих жителей Лондона появилась возможность сходить на выставку картин и познакомиться с работами великих мастеров.
У незрячих жителей Лондона появилась возможность сходить на выставку картин и познакомиться с работами великих мастеров. Раньше к изобразительному искусству они могли в буквальном смысле только прикоснуться. Теперь в Национальной портретной галерее организованы специальные экскурсии, на которых гид выступает в роли автора… словесных репродукций.
Репортаж корреспондента НТВ Евгения Ксензенко.
Барбара, Айрис и Клэр никогда не видели друг друга, но уже давно стали подружками. Раз в месяц женщины встречаются в Национальной портретной галерее. Они приходят на экскурсию для слепых и слабовидящих людей, перемещаются из зала в зал только к месту лекции. Гид никогда не предложит посмотреть налево, потом направо. Обычно собравшиеся усаживаются и пытаются понять, где висит картина.
Марк Вудхэд, экскурсовод Национальной портретной галереи: «Картина висит очень низко, над ней находится другая».
Марк выполняет сложную задачу, ведь сейчас именно он выступает художником. Ему предстоит написать словами портрет, нарисованный Джоном Хэйлзом в XVII веке.
Марку Вудхэд, экскурсовод Национальной портретной галереи: «Голова человека, изображенного на холсте, повернута в нашу сторону, он смотрит на нас, в руках у него ноты».
Это, пожалуй, единственный раз, когда Марк ошибся. Ведь большинство видит только силуэт рассказчика, без деталей вроде цвета глаз или поворота головы.
Айрис Картер: «Я не могу увидеть всю картину сразу, вижу только ее части, да и то вблизи. Как правило, вижу лицо».
Во время лекции леди рассматривают копию картины через мощную лупу или пальцами с помощью специальной системы Брайли для слепых людей. Сама экскурсия — это описание, ответы на вопросы и игра в ассоциации.
Марк Вудхэд, экскурсовод Национальной портретной галереи: «А на голове нашего героя надет парик. Каждый раз, когда я смотрю на эту картину, мне кажется, что на ней изображен человек с ушами спаниеля. Представляете?»
Гости галереи не только представляют, но и предлагают свои варианты. Например, чтобы передать оттенки коричневого цвета, Марку рекомендовали воспользоваться шоколадом. Цветовая гамма от горького до молочного хорошо помогает воображению.
Все начиналось постепенно. Сначала появились туалеты для инвалидов, специализированные лифты, а потом журналы. Прикоснувшись к иллюстрациям, начинаешь ощущать картины. Нынешние лекции характеризуют отношения музея к инвалидам.
За 1,5 часа экскурсии Марк успевает рассказать только об одной работе, зато женщины знают об этой картине и времени ее создания практически все, начиная от париков, которые в то время носили, до любовных утех джентльменов XVII века.
Клэр Лиа: «Здорово, что Марк разговаривает с нами, а не читает лекции, он готов отвечать на наши вопросы».
Барбара Кеос: «Можно, конечно, послушать описание картин по радио. Но среди полотен все воспринимается
По окончании лекции я попросил Марка описать меня для наших зрителей с ограниченными возможностями.
Марк Вудхэд, экскурсовод Национальной портретной галереи: «Это очень сложно. Я ведь трачу кучу времени, рассматривая портрет. При этом холст не возражает, я могу пялиться очень долго».
Следующая экскурсия состоится через месяц. У Марка будет достаточно времени, чтобы сделать видимым невидимый портрет очередного джентльмена.