Небольшой кабардино-балкарский поселок Алтуд вписал свое имя в современное прочтение истории Второй мировой войны.
Небольшой
Сведения об этом месте погребения были в архивах Германии, но подтвердить их удалось только теперь — спустя почти 67 лет после того, как появилась могила. Найти родственников погибших не составит труда.
Репортаж из
Взявшись раскапывать больничный двор, молодые люди немало удивили персонал сельской лечебницы. О том, что территория медучреждения представляет собой большое захоронение немецких солдат, здесь, как выяснилось, даже не подозревали.
Селение в
На базе больницы, построенной в селе еще до войны, немцы в
В
За несколько дней поисковики эксгумировали здесь большую часть могил. Немецких солдат обычно хоронили с половинкой железного жетона, на котором личный номер и данные воинской части. Опознать погибшего в случае эксгумации могилы, таким образом, не составляет труда.
Андрей Проходский, сотрудник гуманитарной общественной организации по уходу за военными захоронениями: «При гибели солдата знак переламывался на две части. Одна половинка оставалась на шее у убитого, а вторая уходила в архив вместе с документами на него».
Чтобы избежать малейших ошибок в процессе идентификации останков, поисковики записывают антропометрические данные погибших.
Андрей Проходский, сотрудник гуманитарной общественной организации по уходу за военными захоронениями: «Чтобы идентифицировать его, данные по возрасту, по росту сводятся. Тогда на 100% будет понятно: это тот самый человек».
Благодаря такой скрупулезности отряд Андрея Проходского уже помог многим немецким семьям найти могилы родственников. Останки германских солдат поисковики позже перезахоронят на специально созданном кладбище в Краснодарском крае.
Андрей Проходский, сотрудник гуманитарной общественной организации по уходу за военными захоронениями: «Родственники спрашивают, куда можно приехать. Мы, русские, можем приехать в любое время на любое кладбище, которое значится на территории Германии. Положить цветы, отдать дань уважения погибших российским солдатам. А немцам куда? Поэтому ведется такая работа — чтобы они лежали все в одном месте».
Работа поисковиков вызвала неожиданно большой резонанс в республике. Для
Иван Гертер, глава администрации Прохладненского района: «Я вообще русский человек, но корни никуда не денешь. И, конечно, здесь лежат мои земляки. Теперь эти люди, которые носят немецкую фамилию, немецкую национальность, обретут покой».
Чтобы эксгумировать все немецкие военные кладбища в
Поисковики признаются честно: несмотря на большой интерес к истории овеянного легендами «Эдельвейса», работа на ледниках — практически невыполнимая задача.