Небольшая британская деревушка в графстве Кент стала весьма популярным местом для любителей искусства. Туристы готовы ехать туда со всех уголков мира только для того, чтобы посмотреть на неприметную с виду церковь. Это единственная в мире церковь, где все витражи расписаны Марком Шагалом.
Марк Шагал, явившись в 1967 году в церковь Всех святых в английской деревне Тадлей, не имел намерений застолбить себе местечко на местном кладбище, несмотря на его идиллический вид. Не местный, не христианин и не иконописец, Шагал, родившийся в маленьком российском селе в большой еврейской семье за две тысячи миль отсюда, занял в истории этой церкви очень важное место.
Джереми Ив, пастор: «Что сделал Шагал, не было традиционным, было современным, и сначала вызывало возмущение. Далеко не сразу, но к нему привыкли».
Это была обычная английская церковь с тройной системой обороны от улучшений. Первая степень — нормальный английский консерватизм. Он помножен на консерватизм церковный, а затем на запреты местного комитета по охране памятников. Но здание XIII века к 1960 году так обветшало и отсырело, что в нем пришлось менять перегородки и делать теплый пол. Пока церковь реставрировали, утонула в море дочь местного богача. В разгар ремонта просьбу отца в память о ребенке на свои деньги поменять один витраж удовлетворили.
Джереми Ив: «Чтобы увековечить ее память, семья решила сделать один витраж работы Шагала, работы которого они видели в храме в Иерусалиме».
По скучной серой стене впервые за 80 лет пошли яркие блики. Их количество решили увеличить и заказали Шагалу еще несколько витражей.
В четырех окнах оставались традиционные викторианские витражи. Святых выносить в угоду современному искусству прихожане этой церкви не желали. Витражи Шагала, задуманные для ниш, много лет пролежали в коробках. И только после смерти художника и в память о нем ансамбль был завершен: викторианские витражи перенесли в ризницу.
В церкви сначала были недовольны: считали, что храм превратился в художественную галерею, и приезжают не паломники, а искусствоведы. Но поскольку функция церкви — привлекать людей — выполнялась, то волны возмущения стихли. На Христа Шагала смотрели с одинаковым трепетом и верующие, и неверующие.
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Лизы Герсон.