Большая часть икон, представленных в московском «Манеже», ранее не была известна широкой общественности. У посетителей может сложиться впечатление, что перед ними совсем не святые.
Вместо канонического лика изображены живые лица и нестандартные формы. Это не художественная выставка: художник здесь не важен — важен тот, кого он писал. Здесь 300 святых, многие местночтимые, то есть неизвестные за пределами своих родных мест и их истории.
Например, картина XVI века: на берег новогородского села Боровичи выносит тело. Жители отталкивают утопленника, но он снова приплывает. Его хоронят, начинаются исцеления и чудеса. Безвестного святого называют Иаковом.
Или социальная драма в духе Некрасова: XIX век, тамбовскую крепостную Ирину жестоко избивают хозяева, она бежит в монастырь. Ее ловят и снова бьют, после чего крестьянка убегает уже навсегда.
На бумаге, на дереве, на металле, разных размеров и форм. Все эти иконы на протяжении 40 лет собирал бизнесмен и меценат Феликс Комаров. И теперь он говорит: форма как раз не главное.
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Алины Репиной.