Сегодня в Санкт-Петербурге с подачи Русского географического общества (РГО) можно было погрузиться в дореволюционный российский быт. Самым разным его аспектам посвящены десятки тысяч документов из библиотеки РГО. До сих пор доступ к ней имели только специалисты и вот общество решило свои архивы оцифровать.
Уже скоро любимой желающий, не выходя из дома, сможет почитать оригинальные этнографические наблюдения вроде — «купчихи надевают очень много разноцветных камней» или подробные описания того, как выглядит панёва или армяк. И все это от руки, с «ерями» и «ятями». Под обаяние первоисточника попал корреспондент НТВ Илья Федосов.
В хранилища Русского географического общества дремлют рассказы о самых удаленных уголках планеты, о самых великих открытиях и о знаменитых первопроходцах. Лишь избранные заглядывали сюда, чтобы стряхнуть с них пыль и погрузиться в мир открытий. Так было последние 200 лет, пока не появились чужаки в халатах и масках со странной, тихо гудящей и светящейся машиной — мобильной сканирующей станцией.
В любой библиотеке найдется что оцифровать, а Русское географическое общество в этом смысле — Клондайк. В середине XIX века отсюда во все губернии были разосланы опросные листы: расскажите, что у вас там за люди живут, чем живут и как выглядят. И спустя некоторое время стали приходить ответы. Например: «Наружность крестьян Тульской губернии не представляет никаких особенностей. Физиономия та же, что и у прочих русских крестьян Средней России. Женщины вообще все носят панёвы. Это род юбки, которая всегда бывает полушерстяная, клетчатая». Тут же приложены рисунки, как выглядит эта панёва и тульская женщина в целом — как тогда писали, «с фасу и с тылу». Сканер послушно переводит это в вечный цифровой формат
Мария Матвеева, заведующая научным архивом РГО: «Описания присылали отовсюду, в свободной форме, ограничиваемой лишь талантом писавшего. Брались за это люди грамотные — учителя и священники. Кто что знал про жизнь своего края, тот то и писал. Вот еще о Тульской губернии: „Завтрак составляет обыкновенно хлеб с квасом, а если позволяет время, то к этому прибавляется вареный картофель в сухом виде или растертый с квасом“».
В пояснении к снимку читаем: «Сваха, можно сказать, живет на общественный счет, эксплуатируя доверчивость женщин в семьях купцов и особенно мещан». В принципе, ничего с тех пор и не изменилось. Но костромские тогда, в