В Тронный зал Большого дворца Петергофа вернули загадочный портрет Екатерины I. Эта была одна из самых интересных реставраций в мастерских музея.
Вскрывая слой за слоем, художники сделали не одно открытие, да и процесс возвращения картины на прежнее место напоминал спецоперацию. Для этого в музейном зале соорудили леса высотой 8 метров.
Парадный портрет Екатерины I и другие работы были написаны по заказу Екатерины II в
На реставрацию портрет Екатерины I отправили в марте прошлого года. Он был в плохом состоянии. Красочный слой особенно внизу осыпался. В некоторых местах он стал напоминать сырную корку. Но никто не думал, что восстановление картины позволит сделать несколько важных открытий.
Реставрацией занимался один человек — Елена Львова. Только на заключительном этапе ей помогала коллега. Художница признается: основные трудности были связаны с размером картины. Когда восстанавливали центральную часть, до нее приходилось буквально дотягиваться.
Елена Львова, реставратор ГМЗ «Петергоф»: «В волосах императрицы обнаружились украшения с крупным жемчугом. Видимо, они случайно были приняты за утраты. Их просто закрасили, а после того, как были сняты записи, они появились».
И это лишь одно из открытий. После расчистки стал отчетливо виден фон — военный лагерь и крепость с приспущенными флагами. Все были уверены: платье на императрице из золотой парчи. Оказалось — из серебряной. Глаза голубого цвета, хотя у Екатерины I они были черными. И самое главное: кисти художника принадлежит лишь часть работы.
Оксана Каяндер, хранитель фонда живописи ГМЗ «Петергоф»: «Художник Генрих Бухгольц воспользовался существовавшим портретом Екатерины I, который он наклеил на холст большого формата и дописал до большого парадного изображения. Это не первый случай такой работы Бухгольца. Известно, что уже в 1768 году подобным образом был написан портрет Елизаветы Петровны, который сейчас находится в Царском Селе».
Этот небольшой портрет, которым так воспользовался мастер, очень похож на работу французского живописца