Начали обсуждать доклад по войне в Ираке за несколько лет до его появления. Сколько же продлится его обсуждение после публикации? Вероятно, один день — в интернет-изданиях, и еще один день — в газетах, которые из-за печати всегда задерживаются. Но уже сами британцы переключились на другое поражение — Уэльс проиграл Португалии. Этой новостью лондонцы встретили это утро.
Утром ждали бурной реакции на доклад США, но ее не последовало. Как передает корреспондент Лиза Герсон, Джордж Буш провел день публикации, празднуя собственное 70-летие. Он ни в коем случае не стал его отменять ради проведения пресс-конференции, на которую в Америке, возможно, немногие и пришли бы. Бывший американский лидер ограничился кратким печатным комментарием через своего пресс-секретаря, причем несоизмеримо кратким по сравнению с докладом англичан в два с лишним миллиона слов.
Фредди Форд, пресс-секретарь Джорджа Буша: «Несмотря на неудачи разведки и другие ошибки, которые он признал раньше, Джордж Буш по-прежнему считает, что мир лучше без Саддама Хусейна».
Война в Ираке 13 лет назад унесла жизни почти 5 тысяч американцев. С тех пор произошло столько событий, что американцы уже об этом с трудом помнят. У них на повестке дня президентские выборы, до которых осталось четыре месяца, и очередное убийство чернокожего белым полицейским в Луизиане. Президент Обама порицал войну в Ираке, обещал закончить ее и не ввязываться в новый масштабный конфликт. Таков был лозунг его предвыборной кампании.
Джош Эрнест, пресс-секретарь Белого дома: «Неприятие президентом войны в Ираке широко известно. Обама имел дело с последствиями того рокового решения на протяжении всего срока. И будущие президенты, вероятно, также столкнутся с ними».
Неожиданно разразилась комментарием Австралия. В чемпионате Европы по футболу она не участвует, в предвыборной гонке тоже, поэтому на фоне всеобщего молчания ее голос издалека прозвучал неожиданно громко.
Питер Лихи, в 2002 — 2008 гг. — руководитель австралийской армии: «Какие решения мы принимаем? Откровенно говоря, некоторые решения США, нашего старшего партнера по стратегическому альянсу, которые те передали в последние 20–30 лет, были жульническими».
Один из самых обидных для англичан поступков Тони Блэра — его обещание Джорджу Бушу: «Я буду с тобой, что бы ни случилось!» Его британский премьер дал до того, как решение ввести войска в Ирак поддержал парламент. Джордж Буш 13 лет спустя теми же словами ответить не может. В Британии
что-то явно случилось, но Буш сегодня не с Блэром, и Америка не с Британией.