«Газпром нефть» запустила круглогодичный терминал «Новый порт», который позволяет поставлять нефть по Северному морскому пути. Об этом проекте и о вызовах, с которыми столкнулась нефтяная промышленность, корреспонденту НТВ рассказал Председатель Правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков. Он принял участие в экономическом форуме в Санкт-Петербурге .
Александр Дюков: «Введя в круглогодичную промышленную эксплуатацию месторождение „Новый порт“, мы дали старт освоению перспективной нефтяной провинции на полуострове Ямал. Это месторождение было открыто около 50 лет назад, но долгое время отсутствие технологий по освоению столь сложных месторождений, а главное — способов вывоза нефти не позволяло приступить к освоению. Применив новые технологи, новые подходы, мы смогли ввести это месторождение в промышленную эксплуатацию.
Если говорить о стратегическом значении, важно, что, реализовав этот проект, мы доказали, что в Арктике можно работать эффективно и безопасно. Если говорить об экономическом эффекте, от реализации этого проекта только бюджет за все время проекта получит более 1,5 триллиона рублей. Причем расчет этой суммы сделан при текущих ценах, а они достаточно низкие.
Мы создали определенный плацдарм и инфраструктуру для дальнейшей экспансии. Используя эту инфраструктуру, мы можем продолжать геологическое изучение новых участков и использовать эту инфраструктуру для освоения новых месторождений.
Мы внесли свой вклад в развитие общей инфраструктуры Северного морского пути, который может использоваться не только для транспортировки углеводородов, но и для транспортировки других грузов.
Работая над этим проектом, мы и наши партнеры — институты, строители, производители оборудования — приобрели бесценный опыт, который мы можем использовать при реализации других проектов».
Председатель правления рассказал, что в нынешних условиях «Газпром нефть» делает ставку на российских партнеров.
Александр Дюков: «Нефтяные компании и в России, и за рубежом сейчас сталкиваются с естественным ухудшением запасов. И любая нефтяная компания сейчас, исходя из этих технологических вызовов, ставит перед собой новые технологические задачи. Нами разработана технологическая стратегия, которая включает порядка 10 программ, в нее входит порядка 100 проектов. Мы начали эту работу не вчера, еще 10 лет назад, что позволило нам сейчас работать с трудноизвлекаемыми запасами, к которым еще 10 лет назад мы не знали как подойти.
Безусловно, в начале этого пути российские компании — технологические компании, производители оборудования, материалов, нефтесервисные компании — проявляли не такую большую заинтересованность в технологическом развитии. И нам приходилось больше делать ставку на работе с западными компаниями. Но после последних событий и изменилось отношение наших российских контрагентов, и достаточно высокий образовательный уровень, и научный потенциал наших машиностроителей, наших нефтесервисных компаний позволяет решать очень сложные проблемы. У нас есть уже успехи и достижения. Понятно, что вот эта зависимость от импорта — ее не решить за год — за два. Но на горизонте в 5 лет, я думаю, что мы сможем быть практическим независимыми технологически. Если говорить о шельфе, то понадобится, может быть, чуть больший срок, но если говорить о месторождениях, трудноизвлекаемых запасах, нетрадиционных запасах, то это вопрос
Мы прекрасно реализуем инвестиционную программу и наращиваем объемы добычи и в условиях санкций. В прошлом году мы увеличили добычу на 20 процентов, в этом году произойдет рост добычи на
Если говорить о сотрудничестве с российскими компаниями, то мы видим потенциал и собираемся делать ставку на них. Даже если отменят санкции, то все равно мы заинтересованы в том, чтобы иметь поставщика материалов и услуг здесь, на месте. Так проще работать и ниже затраты, издержки, в том числе и логистические».
По словам Дюкова, российская нефтяная промышленность успешно прошла испытание низкой ценой.
Александр Дюков: «Если говорить среднесрочно и долгосрочно, то мы принимаем и будем принимать в ближайшее время инвестиционные решения исходя из цены на нефть 50 долларов за баррель.
Мы прошли испытание низкой ценой и это испытание выдержали. Более того, даже при цене 27 долларов за баррель мы продолжили инвестиции и продолжили наращивать добычу. Российская нефтяная отрасль достаточно устойчива к низким ценам. Мы можем работать и при цене 30, и 25 долларов за баррель и при этом наращивать объем добычи».
НТВ: «Это касается и таких сложных объектов, как „Приразломная“»?
Александр Дюков: «В том числе. Если говорить о проекте „Приразломная“, то в настоящий момент удельные операционные затраты на этом проекте составляют порядка 11 долларов за баррель. То есть даже при цене 12 долларов за баррель все равно мы будем продолжать добычу, и она будет рентабельной для нас».
Планирует ли «Газпром нефть» выходить на иранский рынок? В состоянии ли ОПЕК повлиять на мировой нефтяной рынок? Смотрите видеоверсию интервью Александра Дюкова.