В «Ясной Поляне» в эти дни отмечают 95 лет со дня основания музея. Родовое поместье Льва Толстого стало местом паломничества еще при жизни писателя. Тысячи туристов со всего мира приезжают и сегодня. Усадьба пережила несколько войн и немецкую оккупацию.
Когда у Толстого спрашивали, где он родился, тот шутил — на макушке лиственницы. На самом деле — на последнем этаже родительского дома, хотя сам прожил почти всю жизнь в соседнем. Оба стояли и стоят до сих пор в Ясной Поляне. Конечно, сейчас трудно представить, что и 300 лет назад здесь все было таким же.
Лев Николаевич не любил покидать «Ясную Поляну», но был вынужден изредка это делать. Сюда стремились попасть тысячи паломников, которые мешали Толстому. Нет, он был очень гостеприимен, но кто же выдержит такой наплыв людей.
Затем начались самые трудные времена для усадьбы. Холодной зимой 1941 года «Ясная Поляна» превратилась в огненную. Фашисты, чтобы согреться, вырубили почти весь сад, жгли костры. В доме, где некогда жил Лев Николаевич, устроили казарму, а рядом с могилой великого русского писателя немецкие офицеры хоронили своих солдат.
Оккупация длилась 45 дней. К счастью, личные вещи Льва Николаевича удалось спасти. Их заранее вывезли в Томск. Уже в мирное время все вернулось на свои места. Говорят, если сейчас в дом зайдет Лев Николаевич, то свои личные вещи он обнаружит на тех же местах, где и оставил их в 1910 году.
День рождения музея отметили скромно: короткое чаепитие и снова за работу. Летом «Ясная Поляна» особенно популярна среди туристов.
Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Любови Мордовиной.