Десятки тысяч человек вышли на улицы Донецка с требованием не допустить на территорию республики вооруженную миссию ОБСЕ. Такую идею высказал президент Украины Пётр Порошенко.
По самым скромным подсчетам, в митинге в Донецке приняли участие более 20 тысяч человек. Такое массовое скопление людей в центре города можно увидеть разве что по большим праздникам, например, на День шахтера. Но сегодня у людей, вышедших на площадь, было отнюдь не праздничное настроение. Они выразили свой протест против введения в Донбасс вооруженной миссии ОБСЕ и возмущение по поводу того, что Киев до сих пор не выполняет минские соглашения.
Миссия ОБСЕ по мандату Совета безопасности ООН работает в Донбассе уже два года, фактически с начала боевых действий. Но задача сотрудников миссии — исключительно наблюдение и фиксация нарушений перемирия, последствий обстрелов и фактов несоблюдения прав человека. Их работа в зоне конфликта предусмотрена минскими соглашениями, но в документе, под которым стоит подпись Порошенко, нет ни слова о том, что эта миссия может быть военизированной.
В МИД Украины даже подсчитали, что численность миссии может составить до 5000 человек. При этом они должны быть мобильны, чтобы иметь возможность в любой момент пресечь вооруженные провокации.
По мнению руководства Донецкой народной республики, это всего лишь уловка киевских властей, пытающихся любыми средствами установить в Донбассе именно вооруженный контроль, пусть и с участием третьей стороны. Подобные действия в Донецке расценивают как попытку интервенции.
Денис Пушилин, председатель Народного совета ДНР: «Это полное несоответствие всем достигнутым договоренностям. Это срыв всех форматов, и это действительно для нас недопустимо. Мы сейчас прекрасно понимаем, что наши правоохранительные органы вполне смогут обеспечить нашу с вами безопасность».
Предложение вооружить миссию ОБСЕ рассматривалось и в ходе телефонных переговоров участников «нормандской четверки». Позиция России однозначная: нужна ли вооруженная миссия ОБСЕ на Донбассе должно решать руководство и жители народных республик. А вот прислушаются ли к их мнению в Киеве, Берлине и Париже, большой вопрос. И пока с повестки дня он не снят.