Российские атомные технологии пользуются спросом практически по всему миру. Так мы номер один или нет? Кто ведёт против нас нечистую игру, в том числе используя политические рычаги?
Насколько надёжен наш ядерный щит? Какие новинки готовы предложить наши атомщики в области медицины и безопасности? Об этом ведущий программы «Поздняков» поговорил с главой госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко. НТВ.Ru публикует полную видеоверсию интервью. В эфир НТВ программа выйдет сегодня в 19:50.
О нашем лидерстве и попытках помешать
Сегодня мы (российское предложение на международном рынке — Прим.ред.) — физически №1, если считать важнейший показатель — количество контрактов, которые ты имеешь за пределами собственной страны. Поскольку каждый у себя — это защищенный рынок. А вот количество контрактов, которые тебе заказали другие, то есть где нет государственной поддержки, где ни о каком лоббировании не приходится говорить, заказали по коммерческим преимуществам, — мы с очень большим отрывом от всех остальных партнеров. У нас сегодня портфель зарубежных контрактов — 34 энергоблока большой мощности.
Если посчитать в долларах, то по итогам 2015 года речь идёт о 110 миллиардах. Задача на текущий год — 136, а весь объём контрактов (поскольку атомная станция строится
Первая в мире атомная станция поколения 3+ построена в России. Её физический пуск начался в конце мая на Воронежской станции. Очень многие из делегатов форума «Атом Экспо», приехавшие из 55 стран, в конце задавали один и тот же вопрос: «А можно нам по окончании форума поехать и потрогать это руками?»…
Целый ряд наших заказчиков говорит, что им появляются соответствующие сигналы о том, что, знаете, это, конечно, ваше право, но вот в целом будет несвоевременно… Атомный рынок — это политизированный рынок и рынок с жесткой конкуренцией. Поэтому это означает, что мы должны давать предложения с явным набором преимуществ.
О ядерном щите
Про атомную отрасль неправильно говорить про «все коммерциализировано», поскольку давайте
То есть главное в том, что и сегодня, и на многие годы вперед, с учетом принятых руководством страны решений, безопасность страны будет обеспечена так, что никому в голову не придет попробовать на прочность. Вот просто в голову никому не придет.
О мирном атоме: в ядерной медицине…
Начинали мы с того, что мы делали комплектующие для импортного оборудования, в том числе его активно у нас брали в другие страны. На сегодняшний день мы закончили полностью технологическую цепочку. То есть сегодня у нас есть полная технологическая цепочка для ядерной радиационной медицины, полностью изготовленная в Российской Федерации. То есть это начиная от компьютерных томографоввсе устройства, позволяющие сделать диагностику, позволяющие лечение. Качество — сопоставимое (с импортным) абсолютно. А нет смысла делать то, что неконкурентоспособно.
…системах безопасности…
Последние установки, которые мы сделали, способны найти следы взрывчатки на руках через месяц после того, как человек касался взрывчатки. То есть он может месяц мыть руки — через месяц этот прибор найдёт на нём остаточные следы.
Есть приборы, которые могут видеть сквозь сталь толщиной 365 миллиметров. Это танк! То есть это означает, что, в принципе, если это необходимо, он может просветить танк и понять, не заложена ли туда
…и на селе
Сельское хозяйство, где могут применяться технологии, например, для повышения сохранности урожая. Ну, просто способы обеззараживания, которые не создают никакой угрозы.
Об отечественных суперкомпьютерах и программном обеспечении
Есть супермощные ЭВМ, такие, как стоят в федеральных ядерных центрах, а есть достаточно компактные суперкомпьютеры, мы их поставили уже 117. Это значительно больше, чем было предусмотрено программой, когда мы их создавали.
Там, где это нечувствительно, возможно использование импортных комплектующих. Там, где это принципиально, например, для специальных расчетов, которые производятся по гособоронзаказу (мы, кстати, сейчас довольно много такой работы делаем и для других ведомств — и для Министерства обороны, и для «Роскосмоса», и для авиационной промышленности), на сегодняшний день у нас полностью разработана система, когда и суперкомпьютер может быть сделан на отечественном железе, включая элементную базу, и, что ключевое — программное обеспечение.
О месте для подвига
Мне приходится по поручению президента страны вручать работникам «Росатома» такие награды, например, как ордена Мужества. За решение, например, задач, связанных с